1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «История» составлена для 5 х классов в соответствии:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897

3. Основной образовательной программы основного среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска.

4. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска на 2015 - 2016 учебный год.

Данная программа разработана на основе авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира. 5 класс» (Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. –М.:Просвещение, 2014 г. – 144 с.).

Главная цель школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Задачи изучения истории в современной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Рабочая программа по истории в 5 классе ориентирована на УМК – предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: 1)История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014. 2) Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014. 3) История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2014

Содержание рабочей программы и количество часов полностью совпадает с авторской, но т.к. в данном учебном году 35 учебных недель, соответственно, всего 70 часов, а не 68. Резервные часы добавлены по одному во второй и четвёртой четвертях. Их можно использовать на презентацию проектов обучающихся и экскурсии.

Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Контроль реализации программы: а) стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя; б) текущий контроль – после изучения большой темы- тест; в) итоговый контроль – в конце года: итоговый тест.

2. Общая характеристика учебного предмета

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой Древнего мира, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программ соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа по всеобщей истории нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации: цивилизации Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Содержание программы выстроено по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия – человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Рабочая программа предполагает использование в учебнике по всеобщей истории «История Древнего мира» цивилизационно-гуманитарного подхода, нацеленного на выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Содержание рабочей программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различны факторов, приоритетное значение одного из них в период Древнего мира, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание данной рабочей программы по истории, наиболее актуальными для выполнения задач ФГОС являются:

- деятельностный подход;

- компетентностный подход;

- дифференцированный подход;

- личностно ориентированный;

- проблемный подход.

Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:

- принцип историзма;

- принцип объективности;

- принцип социального подхода;

- принцип альтернативности.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам, что обеспечивает, научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями (историческими т социологическими), объяснить им элементы исторической жизни.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе – 68 ч (2 часа в неделю). Согласно образовательному плану школы в в 2015 – 2016 учебном году в 1-8 и 10-х классах – 35 учебных недель, в неделю – 2 часа. Соответственно, на изучение всеобщей истории в 5 классе отводится 70 часов. В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, повторению всего изученного за курс «История Древнего мира», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

4. Основные ценностные ориентиры программы.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории. Изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников. Как целеполагание, интерес к познанию. Готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальную активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Результаты обучения и усвоения содержания предмета

Личностными результатами изучения предмета «История Древнего мира» являются:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметными результами изучения предмета являются:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать очевидные факты, составлять простой план );

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни.

Предметными результами изучения предмета истории являются:

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения, относящиеся к эпохе Древнего мира;

- овладение навыками соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве Древнего мира;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- проявлять готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира: составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (устный опрос, тестирование), что позволяет:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.

6. Содержание учебного предмета.

Введение 1 час

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология — наука об измерении времени.

 

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа

Древнейшие люди. Представление о понятии первобытные люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 3 часа

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории 1 час

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет 8 часов

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности 7 часов

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

 

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция 5 часов

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 часов

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии 5 часов

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. 4 часа

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3 часа

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 3 часа

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме 4 часа

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях.Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 5 часов

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 3 часа

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение. 3 часа

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

7. Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание материала

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

 

Сроки изучения

по плану

 

по плану

факти-чески

 

Введение (1 ч)

1

Введение.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

1

     

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

 

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники ( 3 часа)

 

2

Древнейшие люди.

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство

1

     

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

1

     

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

1

     
 

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа )

 

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать религиозные верования древнего человека.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

1

     

6

Появление неравенства и знати.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Ориентация в особенностях социальных отношений древних людей Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

1

     

7

Значение эпохи первобытности для человечества.

Исследовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов.

1

     
   

Тема 3. Счёт лет в истории. (1 час)

       

8

Измерение времени по годам. «Линия времени»

Определение исторического времени по «ленте времени».Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы счёта времени. Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

1

     
   

Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

       
   

Тема 4. Древний Египет. (7 часов)

       

9

Государство на берегах Нила.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних людей. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, Нил, рельеф, фараон. Устанавливать место исторического события на линии времени.

1

     

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения культуры. Экологическое сознание. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги. шадуф, и самостоятельно формулировать их.

1

     

11

Жизнь египетского вельможи.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему.

1

     

12

Военные походы фараонов.

Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Устанавливать принадлежность события к веку.

1

     

13

Религия древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Характеризовать религию древних египтян, объяснять в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.:

1

     

14

Искусство Древнего Египта.

Описывать предметы материальной культуры и древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Освоение общекультурного наследия древних египтян. Подготовить презентацию в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

1

     

15

Письменность и знания древних египтян.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять познавательную рефлексию.

1

     

16

Достижения древних Египтян.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона,вельможи и простого земледельца. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)

1

     
   

Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

       

17

Древнее Двуречье.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Проявлять экологическое сознание через признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Устанавливать место исторического события на ленте времени.

1

     

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением его значения. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и её достоинствам. Доброжелательное отношение к оружающим.

1

     
 

19

Финикийские мореплаватели

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

1

     

20

Библейские сказания.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами

1

     

21

Древнееврейское царство.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

1

     

22

Ассирийская держава.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и Осмысление нового материала Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Определять Причины падения Ассирийской Державы Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

1

     

23

Персидская держава «царя царей».

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Установить причины возникновения Персидской державы. Составить своё личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях.

1

     
   

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

       

24

Природа и люди Древней Индии.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему(работа

в группах) Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

1

     

25

Индийские касты.

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Подготовить сообщение о жизни Будды Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

1

     

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Определять и формировать особенности китайской религии Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

1

     

27

Первый властелин единого Китая.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Составлять кроссворды по тематике урока

1

     

28

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполнение заданий на понимание, осмысление изученного материала по группам. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае. Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета. Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.

1

     
   

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

       
   

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

       

29

Греки и критяне.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах). Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Формировать уважение к истории древней Греции, культурным и историческим памятникам греческого народа.

1

     

30

Микены и Троя.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты. Показывать по карте местоположение Микен. Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации. Выделять различия между микенской и критской культурой.

1

     

31

Поэма Гомера «Илиада».

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Характеризовать образы основных героев «Илиады». Принимать участие в ролевой игре. Развивать интерес к истории Древнего мира , к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

1

     

32

Резерв

 

1

     
             

33

Поэма Гомера «Одиссея».

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. В группах соотносить по карте путь Одиссея домой в Итаку, выделяя основные вехи пути. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея».

1

     

34

Религия древних греков.

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов (групповая работа). Выполнять задание по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

1

     
   

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

(7 часов)

       

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах). Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.

1

     

36

Зарождение демократии в Афинах.

Показывать на примере реформ Соломона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы населения. Дать собственную оценку поступкам Соломона. Вести диалог с товарищем по заданию учителя. Выразить своё собственное отношение к демократическим процессам в Древней Греции.

1

     

37

Древняя Спарта.

Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять своё отношение к спартанскому воспитанию.

1

     

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и

Черного морей.

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Объяснять причины и значение возникновения колоний. Составлять план «Причины переселения греков».Осознавать принадлежность греков к единой культуре.

1

     

39

Олимпийские игры в древности.

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя. Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни греков.

1

     

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Описывать ход боевых действий между персами и греками. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.

1

     

41

Нашествие персидских войск на Элладу

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражений. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Описывать чувства человека – защитника своего государства.

1

     
   

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

       

42

В гаванях афинского порта Пирей.

Сравнивать положение различных слоёв афинског общества на основе анализа документа (работа в группах). Устно описывать торговый порт Афин. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции. Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».

1

     

43

В городе богини Афины

Описывать произведения древнегреческой архитектуры.. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей. Объяснять в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

1

     

44

В афинских школах и гимнасиях.

Описывать особенности древнегреческого воспитания. Рассказывать о развитии наук и образования в Древней Греции. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Описывать собственные представления о важности образования.

1

     

45

В афинском театре.

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять отличия трагедий и комедий. Сравнивать современный театр и древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого театра.

1

     

46

Афинская демократия при Перикле.

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Объяснять значение участия граждан в управлении государством.

1

     
   

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)

       

47

Города Эллады подчиняются Македонии

Описывать значение потери Грецией независимости. Показывать на карте места сражений. Характеризовать македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.

1

     

48

Поход Александра Македонского на Восток

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) А. Македонского. (работа в группах) Объяснять причины гибели персидского царства и образование державы А. Македонского. Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей.

1

     

49

В Александрии Египетской.

Составлять рассказ-описание города Александрия. Объяснять причины распада державы А. Македонского. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. Описывать значение распространения греческой культур в странах Древнего Востока.

1

     

50

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

1

     
   

Раздел IV. Древний Рим (17 часов)

       
   

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления

Господства над Италией (3 часа)

       

51

Древнейший Рим.

Планирование последовательности действий. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

1

     

52

Завоевание Римом Италии.

Организация и планирование работы в группе. Исследование по карте территории, завоёванной Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

1

     
             

53

Устройство Римской республики.

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Составлять последовательное описание устройства Римской республики. Высказывать свои оценочные суждения по устройству Римской республики.

1

     
   

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

       

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

Называть причины и характер карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели и поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

1

     

55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Проследить по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья – работать с картой в процессе изучения событий. Делать попытки обобщать отдельные события, формулировать выводы по теме.

1

     

56

Рабство в Древнем Риме.

Составление плана и последовательности действий. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Формирование умения работать с историческими источниками, текстом учебника.

1

     
   

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

       

57

Земельный закон братьев Гракхов.

Работа с датами. Пытаться анализировать исторические факты:распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

1

     

58

Восстание Спартака.

Дать характеристику событиям и их участникам. Характеризовать личность Спартака. Объяснять причины восстания Спартака, Красса. Составлять рассказ от имени Спатака, Красса.Участие в ролевых играх.

1

     

59

Единовластие Цезаря.

Объяснять своими словами понятия ветеран, диктатор. Работа с документами в группах – делать выводы о личности римских консулов. Анализировать поступки Ю. Цезаря. Подвест учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

1

     

60

Установление империи.

Самостоятельно строить рассказ о судьбах знаменитых римлян, правильно употреблять исторические термины. Организовывать и планировать работу в группе.

1

     
   

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

       

61

Соседи Римской империи.

Изучить особенности правления Отавиана Августа. Преработка и структурирование информации. Самостоятельное составление простого плана. Обменивание в группе результатами поиска.

1

     

62

Рим при императоре Нероне.

Самостоятельно составлять рассказ, находить важную информацию в тексте учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону. Развитие морально сознания и компетентности в решении моральных проблем.

1

     

63

Первые христиане и их учение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

1

     

64

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

1

     

65

Вечный город и его жители.

Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жтзни в Древнем Риме. Развивать эстетическое сознание.

1

     
   

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2часа)

       

66

Римская империя при Константине

Осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умение выражать и отстаивать свою позицию. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.

1

     

67

Взятие Рима варварами.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Организация самоконтроля и самооценивания. Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем. Умение структурировать знания, строить речевые высказывания.

1

     
   

Итоговое повторение (2часа)

       

68

Признаки цивилизации Греции и Рима.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.

1

     

69

Итоговый повторительно-обобщающий урок за год по теме «Древний мир»

Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету. Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий действий. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).

1

     

70

Резерв

 

1

     

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2012.

УМК по истории Древнего мира составляют:

• Раздел рабочей программы «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

• Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2014 – 303 с.: ил., карт.

• Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2014.

• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.

• Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.

• История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2014

Настенные исторические карты

1. Древние государства мира.

2. Рост территории государств в древности.

3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

5. Древняя Греция (до середины VB. до н. Э.).

6. Древняя Греция (VB. до н.э.).

7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

8. Древняя Италия.

9. Рост Римского государства в период республики и империи.

10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

11.Римская республика в III—I вв. до н. э.

12. Римская империя в I—III вв. н. э.

13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Технические средства обучения

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир историиhttp://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

• История Древнего Египта: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http://www, kemet.ru

• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:http: //www, earth- history.com/

• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

• Античная мифология:http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

Список литературы для учителя

Документы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

Научная литература

1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.

2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.

3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.

4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А.Стратановский. — М, 2008.

5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

6.Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

7. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.

2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.

3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.

4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.

5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М.

Перро. — СПб., 2005.

6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. —СПб., 2003.

7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.

8.Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.

9.Мифы Древней Греции. — М., 2001.

10.НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.

11.Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.

12.Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.

13.Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб., 2000.

14.Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидорина. - М., 2001.

15.Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

16.ЦиркинЮ. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.

Список литературы для учащихся.

  1. Вавилонская башня и другие библейские предания / под ред. К. Чуковского. – М., 1992.

  2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М., 1998

  3. Древний мир: книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. – М., 2006

  4. Замарина Н.А. История Древнего мира. 5 класс. Экспресс-опрос. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с

  5. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/под ред. А.А. Вигасина. – М., 2008.

  6. Ливий Т. Война с Ганнибалом / Т. Ливий; пересказ с лат. С. Маркиша. – М., 1993.

  7. Лурье С. Я. Заговорившие таблички/С.Я. Лурье. – М., 1960.

  8. Матье М. Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника, М.Э. Матье. – М., 2002.

  9. Немировский А. И. Слоны Ганнибала / А. И. Немировский. – М. 2010.