Пояснительная записка
1. Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с ФЗ №273 от 29.12 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, авторской программы И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5—9 класс». М.: Просвещение, 2014.
Данная программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Средних веков»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова. Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2014.
Программа предполагает последовательное изучение истории Средних веков. При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств.
Содержание всеобщей истории эпохи Средневековья открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость. Одна из задач курса — ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Средневековья. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.
В программе курса предусмотрены уроки: открытия нового знания, развивающего контроля, рефлексии, общеметодологической направленности, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории.
Изучая курс истории 6 класса, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт
других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» в 6 классе дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовать события в пространстве и времени: работа с картой, планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и
обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цели обучения
Главная цель изучения истории - образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Цели изучения курса «Всеобщая история. История Средних веков»
Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
Задачи обучения
Формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V-XVвв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;
воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.
Содержание программы по всеобщей истории ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Всеобщая история. История Средних веков»
представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Основу курса истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии;
Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств.
Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;
формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:
условий жизни и быта людей в Средневековье;
их потребностей, интересов, мотивов действий;
восприятия мира, ценностей;
жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5—9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 ч за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль. На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов — из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 42 ч - на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
4. Результаты обучения и усвоения содержания предмета
В результате освоения курса истории Средних веков 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,толерантность.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории и истории России;
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней:
расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материали критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета
По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «Всеобщая история. История Средних веков». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников; папы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и давать им оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговойаттестации: тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщение материала, нацеленное на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.
Используемые педагогические технологии,здо-ровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированного обучения, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
5. Основное содержание курса
«Всеобщаяистория. История Средних веков» (28 ч)
Введение. Живое Средневековье (1 ч)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Глава 1. Становление средневековой Европы (4 ч)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XIвв. (2 ч)
Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура Византии.
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Формирование городов. Ремесло и торговля в Средние века. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Глава 6. Католическая церковь в IX-XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.) (5 ч)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв. (2 ч)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XVвв. (4 ч)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Глава 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
6.Учебное и учебно-методическое обеспечение
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков». М.: Просвещение, 2014.
2.Оборудование
Исторические карты;
«Королевство франков в Vlll—IX вв.»;
«Арабы в IX—XI вв.»;
«Крестовые походы»;
«Западная Европа в XIII-XVвв.»;
«Индия и Китай в Средние века».
Справочная литература.
1. Школьная энциклопедия «История Средних веков». М.: Олма-Пресс, 2003.
2.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История. М., 2000.
3.История географических открытий. География. М.: Аванта+, 2000.
4.Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т. 1. М.: Аванта+, 2000
7.Тематическое планирование учебного материала
№ параграфа | Тема | Количество часов |
Вводный урок. Живое Средневековье | 1 | |
Глава 1. Становление средневековой Европы в (VI-XIвв.) (4 ч) | ||
1,2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ-ХI вв. | 1 |
5 | Англия в раннее Средневековье | 1 |
Глава 2. Византийская империя и славяне в V1-X1 вв. (2 ч) | ||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1 |
7,8 | Культура Византии. Образование славянских государств | 1 |
Глава 3. Арабы в VI—XI вв. (2 ч) | ||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 |
10 | Культура стран халифата | 1 |
Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч) | ||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
12 | В рыцарском замке | 1 |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч) | ||
13 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 |
14, 15 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 1 |
Глава 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы (2 ч) | ||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 |
17 | Крестовые походы | 1 |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (5 ч) | ||
18 | Как происходило объединение Франции | 1 |
19 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
20, 21 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии | 1 |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
23 | Государства, оставшиеся раздробленными; Германия и Италия в XII—XV вв. | I |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч) | ||
24 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 |
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч) | ||
26 | Образование и философия | 1 |
27 | Средневековая литература | 1 |
28, 29 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 1 |
30 | Научные открытия и изобретения | 1 |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч) | ||
31 | Средневековая Азия: Китай. Индия, Япония | 1 |
32 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 |
Всего | 28 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока (Раздел) | Планируемые результаты | Примечание | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение. Живое Средневековье | Научиться определять по ленте времени хронологические пределы эпохи Средневековья, соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; устанавливать причинно-следственные связи, обсуждая вопросы о значении и задачах курса «История Средних веков», прослеживать преемственность между Античностью и Средневековьем | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формируя представление о месте истории в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, применять ключевые базовые понятия курса «Истории Средних веков» | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Осмысление важности изучения истории для самого себя; своего отношения к роли истории в жизни человеческого общества | |||
Глава 1. Становление средневековой Европы в (VI-XI вв.) (4ч) | |||||||
2 | Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье | Научиться определять по карте территорию расселения древних германцев; выявлять закономерности системы управления германской общиной на основе текста и иллюстраций учебника, анализировать ее эволюцию; выделять отличие власти короля от власти военного вождя; устанавливать причинно-следственные связи и объяснять причины и последствия принятия христианства франками | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их результаты, развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; сопоставлять общество древних германцев и общество Римской Империи; разработать информационный проект на тему «Средневековый монастырь» | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений. Понимание смысла и последствия военной реформы Карла Мартелла | |||
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | Научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья; объяснять причины образования и распада империи Карла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование навыка составления алгоритма выполнения творческого задания. Освоение гуманистических традиций и ценностей византийского общества. Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений | |||
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов в IX-XIвв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; анализировать и обобщать данные карты | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планировать и регулировать свою деятельность: владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: формировать умение работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | |||
5 | Англия в раннее Средневековье | Научиться давать образную характеристику Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя на основе анализа источников разного типа информации; объяснять причины победы Вильгельма Завоевателя; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; читать историческую карту и ориентироваться в ней | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные:формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: формировать умения работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; разработать и презентовать историческую реконструкцию на тему «Путешествие викингов» | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории | |||
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2ч) | |||||||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | Научиться объяснять причины сохранения империи и переноса столицы империи в Византию; выявлять закономерности развития Византийской империи, ее политическое устройство и церковную организацию: устанавливать причинно-следственные связи; при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности; соотносить историческое время и историческое пространство.действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям | Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | |||
7 | Культура Византии. Образование славянских государств | Научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; управлять своим поведением, оценивать свои действия. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.Познавательные: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов, работая по созданию проекта на тему «Византийская мозаика» | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование уважительного отношения к культуре, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира | |||
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. (2ч) | |||||||
8 | Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад | Научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических личностей; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | |||
9 | Культура стран халифата | Научиться описывать памятники истории и культуры Арабского халифата; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; читать историческую карту и ориентироваться в ней; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций;соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям: анализировать и обобщать факты: составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительного материала | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала. Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений. Формирование понимания многообразия мира, уважения к культуре других народов. | |||
Глава 4. Феодалы и крестьяне (2ч) | |||||||
10 | Средневековья деревня и ее обитатели | Научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выслушивать мнение членов команды, работая совместно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
11 | В рыцарском замке | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов, обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала, высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести | Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей. Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений | |||
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч) | |||||||
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | Научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование навыков анализа. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование целостного мировоззрения | |||
13 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | Научиться устанавливать причинно-следственные связи между ростом городов и расширением торговли; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | |||
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2ч) | |||||||
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь. | Научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап, различать в учебном тексте факты, сопоставлять их apгументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья; видеть развитие общественных процессов: выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве, представлять мотивы поступков людей прошедших эпох | Коммуникативные: работать в малой группе над общим заданием: критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения проблемы. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
15 | Крестовые походы | Научиться объяснять причины Крестовых походов; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации: соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: работать в малой группе над общим заданием; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Осмысление и оценивание социальнонравственного опыта предшествующих поколений. Высказывание оценочных суждений о сущностях и последствиях Крестовых походов | |||
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5ч) | |||||||
16 | Как происходило объединение Франции | Научиться овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений: соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать исторические явления и события по залаиному признаку | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
17 | Что англичане считают началом своих свобод | Научиться овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом | |||
18 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции. | Научиться объяснять причины Столетней войны; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов: выявлять закономерности развития средневековых государств; характеризовать место, обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям средневековой жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: составлять последовательность действий.формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов, решать тестовые задания; описывать объект по алгоритму | Формирование познавательного интереса. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Жанны д'Арк | |||
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений: аргументировать собственные версии и личностные позиции; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | Научиться объяснять причины раздробленности Германии и Италии; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона внесения необходимых коррективов. Познавательные: обобщать информацию, анализировать и делать выводы | Формирование познавательного интереса. Осмысление поступков политических деятелей Средневековья. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2ч) | |||||||
21 | Гуситское движение в Чехии | Научиться объяснять основные идеи Яна Гуса; давать образную характеристику исторических личностей; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; овладевать целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для ми ропонимания и познания современного общества; соотносить историческое время и историческое про странство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | Формирование познавательного интереса Осмысление поступков политических деятелей Средневековья. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений | |||
22 | Завоевание турками османами Балканского полуострова | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; устанавливать причинно-следственные связи; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; составлять развернутый план параграфа | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений | |||
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (4ч) | |||||||
23 | Образование и философия | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения науки и образования в Средние века; объяснять причины господства церкви; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные:организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | |||
24 | Средневековая литература | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения средневековой литературы; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения.выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление роли и своеобразия памятников культуры и достижений европейцев, их вклада в мировую культуру | |||
25 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | Научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их назначение, художественные особенности; высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |||
26 | Научные открытия и изобретения | Научиться анализировать достижения и изобретения Средневековья: объяснять причины замедленного развития науки в период Средних веков; давать образную характеристику исторических личностей; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения.выявляемые в ходе исследования учебного материала | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осмысление особенностей развития науки в Средние века | |||
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки и Средние века (2ч) | |||||||
27 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути Китая, Индии и Японии; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты: рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; описывать памятники истории и культуры Китая, Индии и Японии; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме, готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | |||
28 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов доколумбовой Америки; описывать памятники истории и культуры доколумбовой Америки; объяснять своеобразие цивилизации доколумбовой Америки; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме, готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности |
Список литературы для учителя
1.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История средних веков, 6 класс. М.:ВАКО, 2015.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
5.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.
Список литературы для обучающихся
1. Школьная энциклопедия «История Средних веков». М.: Олма-Пресс, 2003.
2.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История. М., 2000.
3.История географических открытий. География. М.: Аванта +, 2000.
4.Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т. 1. М.: Аванта+, 2000