Пояснительная записка

1. Общая характеристика программы

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с ФЗ №273 от 29.12 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,положе­ниями Федерального государственного образова­тельного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного обще­го образования по истории, примерного базисного учебного плана, авторской программы И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5—9 класс». М.: Просвещение, 2014.

Данная программа ориентирована на исполь­зование учебника «Всеобщая история. История Средних веков»: учебник для 6 класса общеобразо­вательных учреждений / Е.В. Агибалова. Г.М. Дон­ской. М.: Просвещение, 2014.

Программа предполагает последовательное из­учение истории Средних веков. При изучении данно­го курса у школьников формируется научное пони­мание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета за­кладывается первоначальное понимание закономер­ностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феода­лизма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств.

Содержание всеобщей истории эпохи Средневе­ковья открывает большие возможности для освеще­ния роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии об­щества в целом. Курс содержит огромные возмож­ности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость. Одна из за­дач курса — ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Средневековья. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процес­се изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

В программе курса предусмотрены уроки: от­крытия нового знания, развивающего контроля, ре­флексии, общеметодологической направленности, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установ­лению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории.

Изучая курс истории 6 класса, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт

других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особен­ностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» в 6 классе дает учащимся широкие возможности для самоиденти­фикации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элемен­ты сложности и самостоятельности в работе учащих­ся: развитие мышления, формирование умений и на­выков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовать со­бытия в пространстве и времени: работа с картой, планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.

Логические связи предмета «История» с осталь­ными предметами (разделами) учебного образовательного плана

На ступени основного общего образования ис­пользование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и

обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловлен­ности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многокон­фессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный ап­парат, усвоенный при изучении обществоведения. Использование потенциала межпредметных свя­зей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей ис­тории и предметов образовательных области «Фи­лология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися истори­ческого контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса ли­тературы, а также предметов образовательной обла­сти «Искусство».

Цели обучения

Главная цель изучения истории - образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению сво­их ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, актив­но и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цели изучения курса «Всеобщая история. История Средних веков»

  • Сформировать у учащихся целостное пред­ставление об истории Средних веков как зако­номерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, поли­тическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и ин­ститутов, вошедших в жизнь современного че­ловека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.

Задачи обучения

  • Формирование морально-ценностных устано­вок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта наро­дов зарубежных стран;

  • овладение знаниями о социокультурном раз­витии народов в эпоху Средневековья;

  • овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V-XVвв. в их со­циальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;

  • воспитание толерантности, уважения к куль­туре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Евро­пы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных ре­гионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического яв­ления, процесса;

  • формирование способности применять усво­енные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народа­ми, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысле­ния современной реальности и общения с раз­ными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе хри­стианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневе­ковой личности.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирует на реализацию в курсе всеобщей ис­тории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновре­менное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, пока­зать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти зна­ния, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Всеобщая история. История Средних веков»

представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, раз­личные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить истори­ческие параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослежи­ваются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение ис­торического и культурного наследия Средневеко­вья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности мно­гообразия окружающего их мира, создает предпо­сылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу курса истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии;

  1. Историческое время — хронология и периоди­зация событий и процессов.

  2. Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств.

  3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятель­ности людей;

  • формирование и развитие человеческих общ­ностей - социальных, этнонациональных, ре­лигиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих си­стем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, госу­дарствами, цивилизациями (соседство, за­воевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она пред­полагает характеристику:

  • условий жизни и быта людей в Средневековье;

  • их потребностей, интересов, мотивов действий;

  • восприятия мира, ценностей;

жизни и деятельности отдельно взятого чело­века в контексте времени.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану об­разовательного учреждения на изучение истории в 5—9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 ч за учебный год, включая часы на промежуточ­ный и итоговый контроль. На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов — из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 42 ч - на изучение истории России. Данная про­грамма составлена в соответствии с этим распреде­лением учебного времени.

4. Результаты обучения и усвоения содержания предмета

В результате освоения курса истории Средних веков 6 класса учащиеся должны овладеть следую­щими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • осознание своей идентичности как граждани­на страны, члена семьи, этнической и рели­гиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценно­стей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опы­та предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответствен­ному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,толерантность.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учи­теля;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведе­ние, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлени­ям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса явля­ется сформированность следующих умений:

  • овладеть целостными представлениями об ис­торическом пути человечества как необходи­мой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • применять понятийный аппарат историческо­го знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории и истории России;

  • соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и пространстве;

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных ис­точников, раскрывая ее социальную принад­лежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней:

  • расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний лич­ностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материали критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета

По пройденным темам в течение года будут прово­диться проверочные тестовые работы. Особое вни­мание будет уделено курсу «Всеобщая история. Ис­тория Средних веков». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность историче­ских событий.

  • Знание исторических фактов, работа с фак­тами:

  1. характеризовать место, обстоятельства, участ­ников; папы, особенности, результаты важ­нейших исторических событий;

  2. группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

  • Работа с историческими источниками:

  1. читать историческую карту с опорой на ле­генду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  2. осуществлять поиск необходимой информа­ции в одном или нескольких источниках, от­бирать ее, группировать, обобщать;

  3. сравнивать данные разных источников, вы­являть их сходство и различия, время и место создания.

  • Описание (реконструкция):

  1. последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  2. характеризовать условия и образ жизни, заня­тия людей, их достижения в различные исто­рические эпохи;

  3. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, элек­тронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • Анализ, объяснение:

  1. различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  2. соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  3. различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  4. выделять характерные, существенные призна­ки исторических событий и явлений;

  5. раскрывать смысл, значение важнейших ис­торических понятий;

  6. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  7. излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • Работа с версиями, оценками:

  1. приводить оценки исторических событий и лич­ностей, изложенные в учебной литературе;

  2. определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и лич­ностям в истории и давать им оценку.

  • Применение знаний и умений в общении, соци­альной среде:

  1. применять исторические знания для раскры­тия причин и оценки сущности современных событий;

  2. использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми;

  3. способствовать сохранению памятников ис­тории и культуры.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговойаттестации: те­стирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщение материала, наце­ленное на конкретизацию полученных знаний, вы­полнение учащимися проверочных заданий в фор­ме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и по­нятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тести­рования.

Используемые педагогические технологии,здо-ровьесбережения, информационно-коммуникаци­онные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированного обучения, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

5. Основное содержание курса

«Всеобщаяистория. История Средних веков» (28 ч)

Введение. Живое Средневековье (1 ч)

Понятие «Средние века». Хронологические рам­ки Средневековья.

Глава 1. Становление средневековой Европы (4 ч)

Великое переселение народов. Кельты, герман­цы, славяне, тюрки. Образование варварских коро­левств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Поли­тическая раздробленность. Норманнские завоева­ния. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XIвв. (2 ч)

Территория, хозяйство, государственное устрой­ство. Императоры Византии. Культура Византии.

Глава 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч)

Арабские племена: расселение, занятия. Возник­новение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завое­вания в Азии, Северной Африке, Европе.

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила по­ведения. Особенности хозяйственной жизни. Фео­далы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Цен­тральной Европе (2 ч)

Формирование городов. Ремесло и торговля в Средние века. Жизнь и быт горожан. Цехи и гиль­дии.

Глава 6. Католическая церковь в IX-XIII вв. Кре­стовые походы (2 ч)

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства — право­славия и католицизма. Римско-католическая цер­ковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распро­странения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь евро­пейского общества. Католицизм, православие и ис­лам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Глава 7. Образование централизованных госу­дарств в Западной Европе (XI-XVвв.) (5 ч)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-пред­ставительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская им­перия германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьян­ские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв. (2 ч)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XVвв. (4 ч)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская лите­ратура. Городской и крестьянский фольклор. Роман­ский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление универси­тетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Глава 10. Страны Азии, Америки и Африки в Сред­ние века (2 ч)

Китай: распад и восстановление единой держа­вы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Вели­ких Моголов. Делийский султанат.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ац­теки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

6.Учебное и учебно-методическое обеспечение

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая исто­рия. История Средних веков: учебник для обще­образовательных учреждений. М.; Просвещение, 2014.

Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Сред­них веков». М.: Просвещение, 2014.

2.Оборудование

Исторические карты;

«Королевство франков в Vlll—IX вв.»;

«Арабы в IX—XI вв.»;

  • «Крестовые походы»;

  • «Западная Европа в XIII-XVвв.»;

  • «Индия и Китай в Средние века».

Справочная литература.

1. Школьная энциклопедия «История Средних веков». М.: Олма-Пресс, 2003.

2.Большой справочник для школьников и по­ступающих в вузы. История. М., 2000.

3.История географических открытий. Геогра­фия. М.: Аванта+, 2000.

4.Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т. 1. М.: Аванта+, 2000

7.Тематическое планирование учебного материала

№ параграфа
учебника

Тема

Количество часов

 

Вводный урок. Живое Средневековье

1

Глава 1. Становление средневековой Европы в (VI-XIвв.) (4 ч)

1,2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII вв. Христианская церковь в раннее Сред­невековье

1

3

Возникновение и распад империи Кар­ла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ-ХI вв.

1

5

Англия в раннее Средневековье

1

Глава 2. Византийская империя и славяне в V1-X1 вв. (2 ч)

6

Византия при Юстиниане. Борьба им­перии с внешними врагами

1

7,8

Культура Византии. Образование сла­вянских государств

1

Глава 3. Арабы в VI—XI вв. (2 ч)

9

Возникновение ислама. Арабский ха­лифат и его распад

1

10

Культура стран халифата

1

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

11

Средневековая деревня и ее обитатели

1

12

В рыцарском замке

1

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

14,

15

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1

Глава 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы (2 ч)

16

Могущество папской власти. Католи­ческая церковь и еретики

1

17

Крестовые походы

1

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (5 ч)

18

Как происходило объединение Фран­ции

1

19

Что англичане считают началом своих свобод

1

20,

21

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии

1

22

Реконкиста и образование централи­зованных государств на Пиренейском полуострове

1

23

Государства, оставшиеся раздроблен­ными; Германия и Италия в XII—XV вв.

I

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч)

24

Гуситское движение в Чехии

1

25

Завоевание турками-османами Балкан­ского полуострова

1

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч)

26

Образование и философия

1

27

Средневековая литература

1

28,

29

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

30

Научные открытия и изобретения

1

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

31

Средневековая Азия: Китай. Индия, Япония

1

32

Государства и народы Африки и доко­лумбовой Америки

1

Все­го

 

28

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока (Раздел)

Планируемые результаты

Примечание

План

Факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

1

   

Введение. Живое Средневековье

Научиться определять по ленте времени хро­нологические пределы эпохи Средневековья, соотносить год с веком, эрой, устанавливать по­следовательность и дли­тельность исторических событий; устанавливать причинно-следственные связи, обсуждая вопросы о значении и задачах курса «История Средних веков», прослеживать преемствен­ность между Античностью и Средневековьем

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми, формируя представление о месте истории в системе наук.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; соот­носить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости­жения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, применять ключевые базовые понятия курса «Истории Средних веков»

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Осмысление важности изучения истории для самого себя; своего отношения к роли истории в жизни человеческого общества

 

Глава 1. Становление средневековой Европы в (VI-XI вв.) (4ч)

2

   

Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье

Научиться определять по карте территорию расселения древних германцев; выявлять закономерности системы управления германской общиной на основе текста и иллюстраций учебника, анализировать ее эволюцию; выделять отличие власти короля от власти военного вождя; устанавливать причинно-следственные связи и объяснять причины и последствия принятия христианства франками

Коммуникативные: развивать уме­ние точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одно­классниками, коллективной работе; формировать навыки учебного со­трудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: определять новый уро­вень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; формировать способность сознательно организо­вывать и регулировать свою деятель­ность — учебную, общественную и др.; определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: анализировать ре­зультаты исследований, фиксировать их результаты, развивать способность решать творческие задачи, представ­лять результаты своей деятельности в различных формах; сопоставлять об­щество древних германцев и общество Римской Империи; разработать ин­формационный проект на тему «Сред­невековый монастырь»

Формирование и развитие творческих способностей через актив­ные формы деятельности. Осмысление социально нравственного опыта пред­шествующих поколений. Понимание смысла и по­следствия во­енной реформы Карла Мар­телла

 

3

   

Возникновение и распад империи Карла Великого

Научиться показывать на карте территории ев­ропейских государств раннего Средневековья; объяснять причины об­разования и распада им­перии Карла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств; изучать и системати­зировать информацию из различных истори­ческих и современных источников, раскрывая ее социальную принадлеж­ность и познавательную ценность

Коммуникативные: формировать ком­муникативные действия, направлен­ные на структурирование информации по данной теме; проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: формировать способ­ность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., опре­делять последовательность проме­жуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последова­тельности действий.

Познавательные: использовать со­временные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность ре­шать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование навыка состав­ления алгоритма выполнения творческого задания. Освоение гуманистических традиций и ценностей византийского общества. Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений

 

4

   

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Научиться овладевать целостными представле­ниями об историческом пути народов в IX-XIвв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя ос­новные и дополнительные источники информации; читать историческую карту; применять поня­тийный аппарат истори­ческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений прошлого; анализи­ровать и обобщать данные карты

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планировать и регулировать свою деятельность: владеть устной и письменной речью. Регулятивные: формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: формировать умение работать с учебной информацией, ис­пользовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях: форми­ровать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, само­стоятельно выбирать основания и кри­терии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умо­заключения

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

 

5

   

Англия в раннее Средневековье

Научиться давать образную характеристику Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя на основе анализа источников разного типа информации; объяснять причины победы Вильгельма Завоевателя; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; читать историческую карту и ориентироваться в ней

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные:формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: формировать умения работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, ис­пользовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; разра­ботать и презентовать историческую реконструкцию на тему «Путешествие викингов»

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории

 

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2ч)

6

   

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Научиться объяснять причины сохранения империи и переноса столицы империи в Византию; выявлять закономерности развития Византийской империи, ее политическое устройство и церковную организацию: устанавливать причинно-следственные связи; при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности; соотносить историческое время и историческое пространство.действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям

Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

 

7

   

Культура Византии. Образование славянских государств

Научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений прошлого

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; управлять своим поведением, оценивать свои действия.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.Познавательные: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов, работая по созданию проекта на тему «Византийская мозаика»

Формирование целостного ми­ровоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, ду­ховное много­образие совре­менного мира. Формирование уважительного отношения к культуре, ис­тории, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов мира

 

Глава 3. Арабы в VI-XI вв. (2ч)

8

   

Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад

Научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представле­ниями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать ин­формацию различных исторических и современ­ных источников; давать образную характеристику исторических личностей; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы истори­ческого анализа для рас­крытия сущности и зна­чения событий и явлений прошлого; соотносить историческое время и ис­торическое пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и про­странстве

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и ар­гументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассужде­ний.

Познавательные: анализировать и об­общать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей дея­тельности в различных формах

Формирование навыков ана­лиза, сопостав­ления, сравне­ния. Развитие творческих и логических способностей через актив­ные формы деятельности. Формирование коммуника­тивной ком­петентности в общении и со­трудничестве со сверст­никами, детьми стар­шего и млад­шего возраста, взрослыми в процессе об­разовательной, обществен­но-полезной, учебно-иссле­довательской, творческой и других видов деятельности

 

9

   

Культура стран халифата

Научиться описывать па­мятники истории и куль­туры Арабского халифата; изучать и систематизиро­вать информацию различ­ных исторических и со­временных источников; различать в учебном тек­сте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры; изу­чать и систематизировать информацию из различ­ных исторических и со­временных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; чи­тать историческую карту и ориентироваться в ней; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; плани­ровать общие способы работы; обме­ниваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; выслушивать мнение членов команды, работая над проектом.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций;соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дейст­вий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяю­щейся ситуацией.

Познавательные: осуществлять срав­нение и классификацию по заданным критериям: анализировать и обобщать факты: составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительно­го материала

Формирование устойчивой мотивации к из­учению и за­креплению но­вого материала. Осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений. Формирование понимания многообразия мира, уважения к культуре дру­гих народов.

 

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2ч)

10

   

Средневековья деревня и ее обитатели

Научиться объяснять сущ­ность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизи­ровать информацию раз­личных исторических ис­точников о жизни и быте крестьян; применять по­нятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений прошлого

Коммуникативные: самостоятельно ор­ганизовывать учебное взаимодействие в группе; выслушивать мнение членов команды, работая совместно; осознан­но использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регу­лировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: прогнозировать ре­зультат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятель­ности; владеть основами самоконтро­ля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познава­тельных текстов; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, само­стоятельно выбирать основания и кри­терии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умо­заключения

Формирование устойчивой мотивации к самосовер­шенствованию. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

11

   

В рыцарском замке

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения со­бытий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументиро­вать собственные версии и личностные позиции в отношении дискусси­онных и морально-этиче­ских вопросов далекого прошлого; соотносить историческое время и ис­торическое пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и про­странстве

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Познавательные: выделять существен­ную информацию из текстов разных видов, обобщать результаты иссле­довательской работы в комплексной характеристике феодала, высказывать аргументированное суждение о рыцар­ской чести

Формирование способности к волевому усилию в пре­одолении трудностей. Осмысление социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч)

12

   

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Научиться объяснять при­чины упадка античных городов и возрождения новых городов; приме­нять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;изу­чать и систематизировать информацию из различ­ных исторических и со­временных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и позна­вательную ценность, чи­тать историческую карту и ориентироваться в ней

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между члена­ми группы для принятия эффектив­ных совместных решений; осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: планировать и регу­лировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план последовательности действий; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож­ности ее решения.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации

Формирование навыков анали­за. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений. Формирование целостного ми­ровоззрения

 

13

   

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

Научиться устанавливать причинно-следствен­ные связи между ростом городов и расширением торговли; применять по­нятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений; читать историче­скую карту, анализировать и обобщать данные карты

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе; точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: владеть основами са­моконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятельности: формировать целевые установки учебной деятельности; вы­страивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации

Формирова­ние навыков анализа, ин­дивидуального и коллектив­ного проек­тирования. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на осно­ве мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования

 

Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2ч)

14

   

Могущество папской власти. Католическая церковь.

Научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап, различать в учебном тексте факты, сопоставлять их apгументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным во­просам истории Средне­вековья; видеть развитие общественных процессов: выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность; соот­носить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве, представ­лять мотивы поступков людей прошедших эпох

Коммуникативные: работать в малой группе над общим заданием: критично относиться к своему мнению, с досто­инством признавать ошибочность сво­его мнения (если оно таково) и кор­ректировать его.Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения откло­нений от эталона и внесения необхо­димых коррективов.

Познавательные: произвольно и осо­знанно владеть общим приемом реше­ния творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учеб­ника, отрывка из летописей, литера­турного источника, схемы

Формирование навыка осо­знанного вы­бора наиболее эффективного способа решения проблемы. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

15

   

Крестовые походы

Научиться объяснять при­чины Крестовых походов; овладевать целостными представлениями об ис­торическом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя ос­новные и дополнительные источники информации: соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: работать в малой группе над общим заданием; критично относиться к своему мнению, с досто­инством признавать ошибочность сво­его мнения (если оно таково) и кор­ректировать его.

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения откло­нений от эталона и внесения необхо­димых коррективов.

Познавательные: произвольно и осо­знанно владеть общим приемом реше­ния творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учеб­ника, отрывка из летописей, литера­турного источника, карты и схемы

Формирование навыков само­анализа и са­моконтроля. Осмысление и оценивание социально­нравственного опыта пред­шествующих поколений. Высказывание оценочных суждений о сущностях и последствиях Крестовых по­ходов

 

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5ч)

16

   

Как происходило объединение Франции

Научиться овладевать целостными представле­ниями о централизации государств Европы; при­менять понятийный аппа­рат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения со­бытий и явлений: соотно­сить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; соот­носить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать ис­торические явления и события по залаиному признаку

Формирование устойчивой мо­тивации к из­учению нового. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

17

   

Что англичане считают началом своих свобод

Научиться овладевать це­лостными представления­ми о централизации госу­дарств Европы; применять понятийный аппарат ис­торического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; фор­мулировать собственные гипотезы по дискуссион­ным вопросам истории; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: развивать уме­ние точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; искать, анали­зировать, интерпретировать и использовать информацию.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, вы­страивать алгоритм действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности. Познавательные: объяснять историче­ские явления, процессы, связи и отно­шения, выявляемые в ходе исследова­ния учебного материала

Расширение опыта оценоч­ной деятельно­сти на основе осмысления жизни и деяний лично­стей и народов в истории своей страны и человечества в целом

 

18

   

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции.

Научиться объяснять при­чины Столетней войны; овладевать целостными представлениями об ис­торическом пути народов: выявлять закономерности развития средневековых государств; характери­зовать место, обстоя­тельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодейст­вие в группе; оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям средневековой жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: составлять последо­вательность действий.формировать способность к волевому усилию в пре­одолении препятствий; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: выделять существен­ную информацию из текстов разных видов, решать тестовые задания; опи­сывать объект по алгоритму

Формирование познаватель­ного интереса. Расширение опыта оценоч­ной деятельно­сти на основе осмысления жизни и дея­ний Жанны д'Арк

 

19

   

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Научиться читать истори­ческую карту, анализиро­вать и обобщать данные карты; применять поня­тийный аппарат истори­ческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущно­сти и значения событий и явлений: аргументиро­вать собственные версии и личностные позиции; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффек­тивных совместных решений. Регулятивные: планировать свое дей­ствие в соответствии с поставленной задачей; владеть основами самокон­троля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Познавательные: выделять существен­ную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учеб­ного материала

Формирование познаватель­ного интереса к изучению нового, спосо­бам обобщения и системати­зации знаний. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

20

   

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

Научиться объяснять при­чины раздробленности Германии и Италии; овла­девать целостными пред­ставлениями об историческом пути народов; чи­тать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; применять понятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений прошлого; соотно­сить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: формировать на­выки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфлик­ты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: сравнивать способ дей­ствия и его результат с заданным эта­лоном с целью обнаружения отклоне­ний от эталона внесения необходимых коррективов.

Познавательные: обобщать информа­цию, анализировать и делать выводы

Формирование познаватель­ного интереса. Осмысление поступков политических деятелей Сред­невековья. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2ч)

21

   

Гуситское движение в Чехии

Научиться объяснять ос­новные идеи Яна Гуса; давать образную харак­теристику исторических личностей; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и до­полнительные источники информации; овладевать целостными представле­ниями об историческом пути человечества как не­обходимой основы для ми ропонимания и познания современного общества; соотносить историческое время и историческое про странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми; работать индивидуально и в груп­пе; формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и уме­ний; владеть основами самоконтро­ля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов ре­шения образовательных задач в зави­симости от конкретных условий

Формирование познаватель­ного интереса Осмысление поступков политических деятелей Сред­невековья. Осмысление социально- нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

22

   

Завоевание турками османами Балканского полуострова

Научиться читать истори­ческую карту, анализиро­вать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и до­полнительные источники информации; устанав­ливать причинно-следственные связи; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценоч­ной деятельности; соотно­сить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направ­ленные на обобщение информации по данной теме; добывать недостаю­щую информацию с помощью вопро­сов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ком­пьютерных средств.

Познавательные: осуществлять вы­бор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в за­висимости от конкретных условий; составлять развернутый план параграфа

Формирование устойчивой мо­тивации к из­учению нового. Осмысление социально нравственного опыта пред­шествующих поколений

 

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (4ч)

23

   

Образование и философия

Научиться применять по­нятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения науки и обра­зования в Средние века; объяснять причины гос­подства церкви; изучать и систематизировать ин­формацию различных ис­торических и современных источников; соотносить историческое время и ис­торическое пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и про­странстве

Коммуникативные:организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффек­тивных совместных решений. Регулятивные: планировать свое дей­ствие в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы реше­ния учебных и познавательных задач. Познавательные: выделять существен­ную информацию из текстов разных видов: объяснять исторические явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учеб­ного материала; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формирование познаватель­ного интереса к изучению нового, спосо­бам обобщения и систематиза­ции знаний

 

24

   

Средневековая литература

Научиться применять по­нятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения средневеко­вой литературы; изучать и систематизировать ин­формацию различных ис­торических и современных источников; применять понятийный аппарат исто­рического знания и прие­мы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и яв­лений прошлого; соотно­сить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаи­модействия; планировать общие спо­собы работы: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: находить и формули­ровать учебную проблему, составлять план выполнения работы: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: объяснять историче­ские явления, процессы, связи и отно­шения.выявляемые в ходе исследова­ния учебного материала

Формирова­ние и развитие творческих способностей через актив­ные формы деятельности. Осмысление роли и своеоб­разия памятни­ков культуры и достижений европейцев, их вклада в миро­вую культуру

 

25

   

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

Научиться описывать па­мятники средневековой культуры, объяснять их на­значение, художественные особенности; высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейско­го общества; соотносить историческое время и ис­торическое пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и про­странстве

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: определять последова­тельность промежуточных целей с уче­том конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: выделять существен­ную информацию из текстов разных видов, представлять результаты своих исследований в форме творческих про­ектов

Формирова­ние и развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности

 

26

   

Научные открытия и изобретения

Научиться анализировать достижения и изобретения Средневековья: объяснять причины замедленного развития науки в период Средних веков; давать образную характеристику исторических личностей; соотносить историческое время и историческое про­странство, действия и по­ступки личностей во вре­мени и пространстве

Коммуникативные: формировать на­выки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формули­ровать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: объяснять историче­ские явления, процессы, связи и отно­шения.выявляемые в ходе исследова­ния учебного материала

Формирова­ние и развитие творческих способностей через актив­ные формы деятельности. Осмысление особенностей развития науки в Средние века

 

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки и Средние века (2ч)

27

   

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Научиться овладевать целостными представле­ниями об историческом пути Китая, Индии и Япо­нии; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты: рассказывать о важнейших событиях, используя ос­новные и дополнительные источники информации; описывать памятники ис­тории и культуры Китая, Индии и Японии; соотно­сить историческое время и историческое простран­ство, действия и поступки личностей во времени и пространстве

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: находить и формули­ровать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: строить рассужде­ния в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме, готовить тема­тические сообщения и проекты по до­полнительным источникам; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реше­ния учебных и познавательных задач

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на осно­ве мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования

 

28

   

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Научиться читать истори­ческую карту, анализиро­вать и обобщать данные карты; овладевать целост­ными представлениями об историческом пути на­родов доколумбовой Аме­рики; описывать памят­ники истории и культуры доколумбовой Америки; объяснять своеобразие цивилизации доколумбо­вой Америки; соотносить историческое время и ис­торическое пространство, действия и поступки лич­ностей во времени и про­странстве

Коммуникативные: формировать на­выки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формули­ровать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: строить рассужде­ния в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме, готовить тема­тические сообщения и проекты по до­полнительным источникам

Формирова­ние и развитие творческих способностей через активные формы дея­тельности

 

 

Список литературы для учителя

1.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История средних веков, 6 класс. М.:ВАКО, 2015.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

5.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение,2011.

Список литературы для обучающихся

1. Школьная энциклопедия «История Средних веков». М.: Олма-Пресс, 2003.

2.Большой справочник для школьников и по­ступающих в вузы. История. М., 2000.

3.История географических открытий. Геогра­фия. М.: Аванта +, 2000.

4.Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т. 1. М.: Аванта+, 2000