Аннотация к рабочим программам по истории

(5-9 классы)

Рабочие программы по истории составлены в соответствии с 1) Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 ;

3)Основной образовательной программы основного среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска;

4) учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска;

5) на основе примерной программы основного общего образования по истории с учетом программы по истории А.А.Вигасина, Г.И.Годер «История древнего древнего мира», программы по истории А.А.Данилова, Л.Г.Косулина «История России», программы Ю.Я.Юдовской, Л.М. Ванюшкина «Новая история» ( Москва, «Просвещение», 2014г) с учетом требований образовательного стандарта по истории.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

   
 

компонент)

История России

Всеобщая история

 
         

V-VI классы

140 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч

VII-VIII

классы

140 ч

История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч

20 ч

IX

класс

70 ч

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч

Новейшая и современная история – не менее 24 ч

10 ч

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе.

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели и задачи обучения

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 5-8 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю), в 9 классах учебный план рассчитан на 33 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

Учебно-методический комплекс (в аннотации отдельно к каждому предмету)

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

История 5 класс

Место предмета в учебном процессе

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про­шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз­витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и осо­бенном при характеристике древних обществ, а также представле­ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо­долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цели и задачи обучения

Цели:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи:

формировать историческое мышление – давать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе отно­сящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхрон­ность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в V классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 5 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). В течение всего учебного года изучается материал по курсу истории древнего мира.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК

Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История. России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г. Косулиной 6-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сорок-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011 г.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. - М.: Просвещение, 2012;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века.- М.: Просвещение, 2010

Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

История 6 класс

Место предмета в учебном процессе

Рабочая программа по истории в 6 классах, включающая материал по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI, века составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2004 г.).

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: осветить взаимодействие человека с окружающей средой, ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе с древнейших времен до XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной истории и всеобщей истории Средних веков; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории России.

Историческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных.

Цели и задачи обучения

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Задачи:

сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

развивать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения оценки результата);

использовать элементы причинно-следственного и структурно - функционального анализа;

определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления объектов;

развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

отделять основную информацию от второстепенной;

критически оценивать достоверности полученной информации,

передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

уметь развернуто обосновывать суждения, проводить доказательства (в том числе и от противного),

объяснять изучение положения на самостоятельно выбранных конкретных примерах,

владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в VI классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 6 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VI класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

VI

68

История средних веков (28 часов)

История России (с древности до XV1 в.) – 40 часов

В первом полугодии изучается всеобщая история (история средних веков) – 28 часов; во втором полугодии – истории России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК

Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История. России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г. Косулиной 6-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сорокоцюпа. – М.: Просвещение, 2011 г.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. - М.: Просвещение, 2012;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века.- М.: Просвещение, 2010

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать/понимать:

  • знать основные этапы и ключевые события истории России до XV века и мира в Средние века и выдающихся деятелей истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

  • результаты и итоги ключевых событий истории России и Средних веков.

Должны уметь:

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории средних веков;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

  • сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Средневекового мира, достижениям культуры;

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

История 7 класс

Место предмета в учебном процессе

Рабочая программа по истории для 7 класса состоит из двух частей: всеобщей истории (истории Нового времени XV – XVIII веков) и истории России с конца XVI в. по XVIII в. Одна из важнейших задач изучения истории в средней школе заключается в том, чтобы способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире. Необходимо научить учащихся понимать не только свои, но и иные традиции. В решении этой задачи важная роль принадлежит курсу истории Нового времени.

История Нового времени в 7 классе охватывает период с XV – XVIII вв., от Возрождения до Великой Французской революции. Изучение курса истории Нового времени не ограничивается только миром Запада. В данный курс так же включен материал по истории Азии, Америки. На изучении истории стран Востока, по сравнению с европейской историей, отводится меньше времени, при этом основное внимание уделяется наиболее важным характеристикам развития общества, государственности и культуры.

Одной из важнейших задач изучения истории России является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, о важнейших событиях и крупных деятелей отечественной истории.

История России в 7 классе охватывает период с конца XVI в. по XVIII в.: от правления Федора Ивановича до правления Екатерины II. Наряду с политической историей большое внимание уделяется проблемам развития русской культуры и быта народа.

Цели и задачи обучения

получение знаний об основных чертах развития традиционного и индустриального обществ и изменениях, произошедших в мире за триста лет; о понятии Нового времени, его периодизации.; об эволюционных и революционных изменениях в различных сферах общественной жизни и деятельности человека изучаемого периода.

формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

Задачи:

обучение общим принципам постановки и решения познавательных проблем; методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории)

выявление предпосылок (анализ условий, выявление причин)

приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре.

стимулирование процесса гуманизации личности подростка, формирование нравственных качеств.

обучение умениям анализировать и описывать события с разных точек зрения.

способствование воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся

содействие формированию личностного отношения к истории своей страны

стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

обучение общим принципам постановки и решения познавательных проблем; методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории)

выявление предпосылок (анализ условий, выявление причин)

обучение умениям анализировать и описывать события с разных точек зрения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в VII классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 7 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VII класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

VII

68

Всеобщая история (Новая история (28 часов)

История России (XV1I-XVIII вв.) – 40 часов

В первом полугодии изучается новая история – 28 часов; во втором полугодии – истории России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК

Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История. России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г. Косулиной 6-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011 г.

Новая история, 1500-1800 гг.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: «Просвещение», 2010 г.

История России XVII-XVIII вв. 7 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина., М.: «Просвещение», 2010 г.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик 7 класса должен:

знать/понимать

- основные ключевые события истории России и мира с XV по XVIII вв.;

- выдающихся деятелей периода Нового времени из отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры периода Нового времени отечественной и всеобщей истории;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- работать с хронологией – оперировать историческими датами из курса всеобщей и отечественной истории Нового времени (XV – XVIII вв.), соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, самостоятельно его анализировать;

- показывать на исторической карте границы европейских государств в XV – XVIII вв. (Англия, Франция, США, Китай, Индия, Нидерланды и др.) и границы Российского государства, города, места значительных исторических событий;

- анализировать итоги внешней и внутренней политики европейских государств в XV – XVIII, России в XVII – XVIII вв.

- определять предпосылки, сущность, последствия исторических явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- давать собственную оценку историческим событиям, личностям, отстаивать свое мнение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

История 8 класс

Место предмета в учебном процессе

Новая история 8 класса изучает XIX – н. XX вв. – сложный и интересный период в развитии человечества, главное в котором – формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей основной тенденцией мирового развития. Учащиеся изучают процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, углубляют знания о неравномерности социально-экономического и технического развития различных стран, прослеживают дальнейшее развитие общественно-политических учений в XIX в., знакомятся с развитием материальной культуры и повседневной жизнью людей. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с достижениями художественной культуры и понять, что современная художественная картина мира берёт своё начало в поисках творцов искусства XIX в.

XIX – н. XX вв. – это время насилия, войн и революций, но в то же время это эпоха бурных преобразований, которые испытывали европейские страны, но переживали они эти процессы по-разному. История нового времени XIX – н. XX вв. даёт возможность учащимся познакомиться с переменами в США, Латинской Америке, странах Азии и Африки. Учащиеся узнают, какими были международные отношения в конце XIX – н. XX вв. Программа данного курса позволяет учащимся увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного общества, ощутить связь времён и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

Рабочая программа по курсу истории России в 8 классе предполагает изучение истории XIX – начало XX вв. Главной чертой этого периода было бурное развитие страны, непрерывная полоса реформ, которые во многом были противоречивы и непоследовательны. Двигателем реформ становилось набиравшее силу общественное движение – консервативное, либеральное и революционное. Наиболее разительными были перемены в экономическом развитии России. Россия стала великой мировой державой, это было завоевание народа в кровопролитной Отечественной войне 1812 г. И этот статус не смогли поколебать ни поражение в Крымской войне, ни горечь других военных неудач. Без России уже не мог решаться ни один вопрос мировой политики. Учащиеся, изучая историю России XIX – начала XX вв., узнают о серьёзных переменах в церковной жизни, о коренных проблемах, одной из которых стали взаимоотношения власти и общества. Новым важным обстоятельством становилось рабочее движение. Большую роль в жизни России стали играть земства. XIX столетие стало «золотым веком» русской культуры, науки, образования. Поистине грандиозными были изменения в городском быту и обычаях населения. Изучают учащиеся и историю родного края в XIX в. Россия вступала в XX век в надежде на решение трёх ключевых задач: создание действенной экономики, построение правового государства и формирование гражданского общества. Основы их решения были заложены в веке девятнадцатом. Изучая данный курс, учащиеся приобщаются к национальным культурным традициям, воспитывают в себе чувство патриотизма. Одновременно у школьников формируются яркие исторические образы данной исторической эпохи. Узнавая исторический путь своего народа, учащиеся учатся понимать современные исторические процессы в своём Отечестве, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа, развивают навыки работы с различными типами исторической информации. Но самое главное, на что ориентирован данный курс – это личностное развитие учащихся, их социализация.

Цели и задачи обучения

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

- дать представление учащимся об общих и особенных чертах при характеристике общества в эпоху Нового времени;

- показать отличия Всеобщей истории Нового времени от современной мировой истории;

- дать представление учащихся об общем и особенном при характеристике российского общества;

-показать, чем отличается Россия 19 века от современной.

Цели:

-воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

- формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

- определять и объяснять понятия;

- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, тексте, документе;

-рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

-анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, решать задачи на основе анализа и собственного социального опыта;

- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

-обладать коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх.

- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

- умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивировано отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

- умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять планы, тезисы конспекта;

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

- умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в VIII классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 8 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочаяая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VIII класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

VIII

68

Всеобщая история (новая история (28 часов)

История России (XIX-в.) – 40 часов

В первом полугодии изучается всеобщая история (новая история) – 28 часов; во втором полугодии – истории России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории (базовый уровень) (приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089);

Авторские программы по истории для основной общеобразовательной школы (авторская программа «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2010г., «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да­нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011г.).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История. России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г. Косулиной 6-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011 г.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800-1917 гг. – М.: «Просвещение», 2012 г.

. Данилов А.А. , Косулина Л.Г. «История России. 19 век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010;

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· историческую обусловленность современных общественных процессов;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;

уметь

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

История 9 класс

Место предмета в учебном процессе

Курс является частью концентрической системы исторического образования. Содержание учебного предмета «История» в 9 классе состоит из двух курсов – «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран (XX – начало XXI вв.)» и «История России (XX – начало XXI вв.)». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 9 классов, в ней реализуется синхронно - параллельный подход к изучению предмета.

Рабочая программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5—9 классов, в том числе «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.

Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе временных требований к содержанию исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Особенностью предлагаемой рабочей программы является то обстоятельство, что она послужила основой для единой линии учебников по истории России для первого концентра, которые включены в Федеральный перечень: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. В 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVI в.; Ч. 2. Конец XVI—XVIII век: Учеб. для 6—7 кл.— М., 1998; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.— М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений.— 5-е изд., дораб. II доп.— М., 1999.

Рабочая программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 9 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России, XX век. В 3 вып.; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России, XX век»; История России, XX век: Хрестоматия/Сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.

Цели и задачи обучения

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в IX классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 9 классах учебный план рассчитан на 33 учебные недели, следовательно, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для IX класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

IX

66

Всеобщая история (28 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 38 часов

В первом полугодии изучается всеобщая история – 28 часов; во втором полугодии – истории России – 38 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории (базовый уровень) (приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089);

Авторская программа по всеобщей истории: А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI вв. 9 класс. (Сборник Программы общеобразовательных учреждений. История 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010);

«История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да­нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011г.).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История. России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г. Косулиной 6-9 классы - М.: Просвещение, 2011Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2011 г.

О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века, М., Просвещение 2010

Данилов А.А. История России, XX – начала XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: «Просвещение», 2011.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.