1.Пояснительная записка

Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями ФЗ РФ

29.12. 2012г.«Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов издательства Вентана - Граф автора О.Б.Соболевой /под общ. редакцией Г.А.Бордовского/. Данный УМК реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. В 6 классе учебник авторов В.В.Барабанова, И.П.Насоновой /под общ. редакцией Г.А.Бордовского/.

Планирование составлено на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Обществознание в 5 классе изучается по интегративной системе и представляет собой пропедевтический курс Введения во всё обществознание. Далее, с 6 по 9 класс, обществознание изучается по линейно-модульной системе, когда каждая большая тема (дисциплина) изучается как законченное целое и изучение одной такой темы следует за изучением другой. В конце обучения, в 9 классе, предусмотрено повторение перед сдачей итоговой аттестации.

Главный принцип структурирования всего комплекса программ — изучения учебного материала «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету.

Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова, как здоровья не только физического, но психического, нравственного и духовного.

Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека».

Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека с необходимой конкретизацией, доступной младшему подростковому возрасту, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе), а также при последующем изучении самого курса обществознания.

Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.

Задачи курса — познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.

На следующей ступени обучения обществознанию — в 7 классе — продолжается изучение социальной сущности человека. Условным подзаголовком курса может быть «Человек в обществе». В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Перед учащимися предстает разнообразный мир современных профессий, национальных и религиозных культур. Программа опирается на знания и умения, полученные в результате изучения курса обществознания в 6 классе, особенно тем, связанных с отношениями между людьми. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблем, связанных с управлением обществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль государства в обществе, то есть связь между человеком и государством. Рассматриваются вопросы организации управления обществом на разных уровнях. Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с актуальными проблемами будущего развития человечества как социального организма. Задача курса — помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватно осуществлять, почувствовать себя «гражданином» своей страны.

В курсе изучения обществознания 8 класса («Право в жизни человека, общества и государства») акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность, вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики в этом возрасте учащиеся воспринимают, как наиболее актуальное. Курс опирается на знания, полученные на предыдущих ступенях обучения, прежде всего на вопросы, связанные с особенностями подросткового возраста, с деятельностью человека (6 класс), с социальным регулированием поведения человека в обществе (7 класс). Курс знакомит подростков с актуальными для них проблемами, регулируемыми в сфере права, а так же с основными принципами построения и функционирования правовой системы общества. Задача курса — познакомить подростков с их положением в обществе как субъектов правоотношений, способствовать успешной социализации учащихся, развивать способность решать элементарные юридические задачи, отстаивать свои права и не нарушать прав других людей, воспитывать в под ростках уважение к праву, отношение к правомерному поведению как ценности, формировать гражданские качества личности и правовую культуру в целом.

Подзаголовок курса обществознания 9 класса «Экономика вокруг нас».

Во время изучения курса «Обществознание 9 класса», учащийся знакомится с экономическими категориями, понятиями, процессами в ходе практической деятельности, повседневности своего бытия. К 9 классу основной школы эти эмпирические знания

уже нуждаются в обобщении, дополнении теорией, овладении конкретными умениями. Некоторые учащиеся к этому возрасту уже имеют опыт работы, что делает изучение экономической проблематики на данном этапе особенно актуальным. Идя от конкретных экономических ситуаций, с которыми сталкивается ученик в своей жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей человека.

Задачами курса являются: знакомство учащихся с основными понятиями экономики, развитие умения соотносить их с реальными явлениями экономической жизни подростков и их ближайшего окружения, понимание структуры экономики и сущности основных экономических процессов; осознание первостепенных экономических интересов — как личных, так и общественных, их оценка; применение обоснованного подхода к личным экономическим решениям. Учитывая необходимость подготовки к итоговой аттестации по окончанию обучения в основной школе, в течение обучения обществознанию в 8 и 9 классе предусмотрено текущее и итоговое повторение учебного материала. Текущее повторение построено на основе реализации системы ретроспективных внутрипредметных связей в течение последних двух лет обучения обществознания на ступени основного общего образования. Для итогового повторения отводится специальное резервное время, дается краткое обобщенное изложение пройденного материала.

Цель курса обществознание в 6 классе:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для достижения этих целей необходимо создание определённых условий:

создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся среднего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение Обществознания в V классе – 34 часов (из расчета 1 раз в неделю). Согласно образовательному плану школы в 2015-2016 учебном году на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов. Срок реализации программы 1 год.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение курса «Обществознание» способствует воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.

Способствует формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

Помогает формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

5. Результаты обучения и усвоения учебного предмета

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.

Личностные результаты изучения предмета:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

  1. смысловое чтение;

  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

  1. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  2. При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

  3. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  4. Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.

  5. Толерантно определять свое отношение к иным позициям.

Форма и средства контроля знаний, умений, навыков.

Преобладающей формой текущего контроля выступает как устные ответы, так и письменная работа (по карточкам, самостоятельные, тестовые работы).

В соответствии с Примерной программой лабораторные и практические работы включаются в каждый урок:

  • извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических проектах

6.Содержание учебного предмета


Название тем и уроков

§, стр.

1

Вводный урок «Мир человека» 1 час

стр.3-4

 

Глава 1. Человек - часть природы 4 часа

 

2

Происхождение человека в мифах и религиях народов мира

§1

3

На пути эволюции

§2

4

Люди: похожие и непохожие

§3

5

В гармонии с природой

§4

 

Глава II. Познавая мир и самого себя 9 часов

 

6

Как человек познает мир

§5

7

Путешествие вглубь сознания

§6*

8

Как рождаются мысли

§7

9

Мнемозина помнит всё

§8

10

Эмоциональный мир человека

§9

11

Воспитываем характер

§10

12

Способности человека

§11

13-14

Практикум

Стр 139-142

 

Глава III. Деятельность человека 9 часов

 

15

Поведение и поступок

§12

16

Потребности и интересы

§13

17

Что такое деятельность

§14

18

Как общаются люди

§15

19

Отношения между людьми

§16 с 83-85

20

Любовь и дружба

§17 с 85-89

21

Мораль в жизни человека

§18 с 89-92

22-

23

Ненасилие. Милосердие. Благотворительность.

Обобщение.

§18 с 92-95

 

Глава IV. Жизненный путь человека 5 часов

 

24

Легко ли быть молодым?

§19

25

На пике активности

§20

26

27

28

От зрелости к старости

Защита проекта

Обобщение

§21

 

Глава V. Человек в мире культуры 5 часов

 

29

Наше наследие

§22

30

Во что мы верим

§23

31

32

33

Искусство и наука

Защита проекта

Обобщение

§24

34-35

Итоговое повторение 2 часа

 

Содержание тем учебного курса

Глава 1. Человек - часть природы 4 часа

Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. На пути эволюции.

Люди: похожие и непохожие. В гармонии с природой. Что мы узнаем о человеке? Почему эти знания важны? С какими трудностями мы столкнемся? В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса? Человек — часть природы. Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.

Глава II. Познавая мир и самого себя 9 часов

Как человек познает мир. Путешествие вглубь сознания. Как рождаются мысли.

Мнемозина помнит всё. Эмоциональный мир человека. Воспитываем характер.

Способности человека. Познавая мир и самого себя. Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность. Деятельность человека. Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг. Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы.

Глава III. Деятельность человека 9 часов

Поведение и поступок. Потребности и интересы. Что такое деятельность.

Как общаются люди. Отношения между людьми. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Ненасилие. Милосердие. Благотворительность. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество. Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность.

Глава IV. Жизненный путь человека 5 часов

Легко ли быть молодым? На пике активности. От зрелости к старости. Жизненный путь человека. Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании. Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь. Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие.

Глава V. Человек в мире культуры 5 часов

Наше наследие. Во что мы верим. Искусство и наука. Человек в мире культуры. Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость. Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации. Жизненные ценности человека.

Итоговое повторение 2 часа

Календарно – тематическое планирование по курсу обществознания 6 класса

п/п

Название разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемые результаты

Примечание

план факт

предметные

УУД (личностные и

метапредметные)

 

1.

Введение.

1

   

Представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему

Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий

 
 

Человек- часть природы

4

         

2.

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы.

1

   

Давать определения понятиям: эволюция, Человек разумный, тотем, миф, Библия.

знать – что такое тотем;

пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы.

Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя

Уметь высказывать свою точку зрения.

 

3.

Похожие и непохожие

1

   

Давать определения: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды.

Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга;

Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов.

Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.

Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности

 

4.

В гармонии с природой

1

   

Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества;

Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных.

Уметь доказательно высказывать свою точку зрения.

 

5.

Защита проекта «Самый лучший рассказ»

1

     

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

 
 

Познавая мир и самого себя

9

         

6.

Путешествие в глубь сознания

1

   

Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям – сознание, самосознание, бессознательное;

Уметь работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий;

Работа в группе.

 

7.

Как человек познает мир

1

   

Понимать роль познания в жизни человека;

давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение.

Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре.

Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение.

 

8.

Память

1

   

Понимать роль памяти; давать определения понятиям: память, внимание

уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным;

Высказывать свою точку зрения и работать в группе.

 

9.

Эмоциональный мир человека

1

   

Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции.

Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние;

Работать в паре.

 

10.

Воспитываем характер

1

   

Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека;

Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;

Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера, силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим.

Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.

 

11.

Способности человека

1

   

Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов;

Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека;

Характеризовать факторы, влияющие на формирование способностей.

Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?

 

12.

Человеком рождаешься, личностью становишься.

1

   

Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам;

формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали.

 

13.

Защита проекта «Познаю себя»

1

     

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

 

14.

Обобщение темы: «Познавая мир и самого себя»

1

   

Показать уровень усвоения материала по теме» Познавая мир и самого себя»

   
 

Деятельность человека

9

         

15.

Потребности и интересы.

1

   

Знать: что такое поведение, поступок.

Уметь: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира, приводить примеры агрессии одного народа против другого.

осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека.

Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы.

 

16.

Что такое деятельность

1

   

Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; оперировать новыми терминами; планировать свою деятельность

 

17.

Назначение человека в разумной деятельности

1

   

Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; планировать свою деятельность

 

18.

Как общаются люди

1

   

Знать, что такое общение, основные средства общения.

Выявить формы речевого общения и другие.

приводить примеры различных средств и форм общения;

Использовать формы обращения к неизвестным людям.

Осознавать значимость общения для человека; уметь формулировать и аргументировать собственное мнение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание

 

19.

Отношения между людьми

1

   

Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия.

Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; оперировать новыми терминами;

давать конструктивную оценку себе и окружающим

Работать в группе при обсуждении заданий.

 

20.

Симпатия, антипатия. Дружба, любовь

1

   

Знать определения понятий «дружба», «любовь».

Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям

Высказывать свою точку зрения и работать в группе

 

21.

Мораль в жизни человека

1

   

Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.

Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих;

оперировать новой терминологией

Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни

 

22.

Защита проекта «Мой идеал»

1

     

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

 

23.

Обобщение темы: «Деятельность человека»

1

   

Показать уровень усвоения материала по теме «Деятельность человека»

   
 

Жизненный путь человека

5

         

24.

Легко ли быть молодым?

1

   

Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок

Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста.

внимательно относиться к своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни.

Высказывать свою точку зрения и работать в группе

 

25.

На пике активности

1

   

Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы.

Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека.

Осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; давать определения новым понятиям; уметь строить диалог с людьми разного возраста.

 

26.

От зрелости к старости

1

   

Знать: в чем особенность пожилого возраста;

Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста.

оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста;

Уметь строить диалог с людьми преклонного возраста.

 

27.

Защита проекта «Три возраста»

1

     

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

 

28.

Обобщение темы: «Жизненный путь человека»

1

   

Показать уровень усвоения материала по теме «Жизненный путь человека»

   
 

Человек в мире культуры

5

         

29.

Наше наследие

1

   

Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура.

Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры.

Уметь работать с текстом

уметь выражать собственную точку зрения, работать в группе.

 

30.

Во что мы верим

1

   

Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии.

Уметь выделять особенности религиозной веры.

знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм.

Осознать значимость духовной свободы для человека;

Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков.

 

31.

Искусство и наука

1

   

Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые.

Объяснять связь искусства и науки с творчеством.

Выяснить как создаются художественные произведения.

формировать бережное отношение к культурному наследию; уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель

 

32.

Защита проекта «Хранить и обогащать традиции»

1

     

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

 

33

«Жизненные ценности человека»

1

   

оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями;

Осознать значимость духовной свободы для человека;

 

34-35.

Обобщение курса обществознания 6 класса.

2

     

уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения обществознания по данной программе используется УМК по обществознанию издательства Вентана –Граф.

1.Учебник.

В.В. Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. Мир человека. 6 класс.М.: Вентана –Граф,2014.

2.Рабочие тетради.

Соболева О.Б. Рабочая тетрадь по обществознанию.6 класс. М.: Вентана –Граф. 2014г.

3.Методическая литература для учителя

Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана –Граф,2014 г.

4.Мультимедиа-ресурсы.

5. Технические средства обучения:

Проектор,

Персональный компьютер.

Экран

Литература для учителей

  1. Всеобщая декларация прав человека.

  2. Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.

  3. Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.

  4. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.

  5. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.

  6. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Пре­подавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.

  7. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обще­ствознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.

  8. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.

  9. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.

  10. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.

Литература для учащихся

  1. Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975.

  2. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001 г.

  3. Всеобщая декларация прав человека.

  4. Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.

  5. Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.

  6. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.

  7. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Пре­подавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.

  8. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 2000.

  9. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2000.

  10. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2001.

  11. Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

  12. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

  13. Фалькович Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.