1.Пояснительная записка
Программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями ФЗ РФ
29.12. 2012г.«Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов издательства Вентана - Граф автора О.Б.Соболевой /под общ. редакцией Г.А.Бордовского/. Данный УМК реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. В 6 классе учебник авторов В.В.Барабанова, И.П.Насоновой /под общ. редакцией Г.А.Бордовского/.
Планирование составлено на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Обществознание в 5 классе изучается по интегративной системе и представляет собой пропедевтический курс Введения во всё обществознание. Далее, с 6 по 9 класс, обществознание изучается по линейно-модульной системе, когда каждая большая тема (дисциплина) изучается как законченное целое и изучение одной такой темы следует за изучением другой. В конце обучения, в 9 классе, предусмотрено повторение перед сдачей итоговой аттестации.
Главный принцип структурирования всего комплекса программ — изучения учебного материала «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету.
Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова, как здоровья не только физического, но психического, нравственного и духовного.
Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека».
Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека с необходимой конкретизацией, доступной младшему подростковому возрасту, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе), а также при последующем изучении самого курса обществознания.
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задачи курса — познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
На следующей ступени обучения обществознанию — в 7 классе — продолжается изучение социальной сущности человека. Условным подзаголовком курса может быть «Человек в обществе». В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Перед учащимися предстает разнообразный мир современных профессий, национальных и религиозных культур. Программа опирается на знания и умения, полученные в результате изучения курса обществознания в 6 классе, особенно тем, связанных с отношениями между людьми. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблем, связанных с управлением обществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль государства в обществе, то есть связь между человеком и государством. Рассматриваются вопросы организации управления обществом на разных уровнях. Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с актуальными проблемами будущего развития человечества как социального организма. Задача курса — помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватно осуществлять, почувствовать себя «гражданином» своей страны.
В курсе изучения обществознания 8 класса («Право в жизни человека, общества и государства») акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность, вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики в этом возрасте учащиеся воспринимают, как наиболее актуальное. Курс опирается на знания, полученные на предыдущих ступенях обучения, прежде всего на вопросы, связанные с особенностями подросткового возраста, с деятельностью человека (6 класс), с социальным регулированием поведения человека в обществе (7 класс). Курс знакомит подростков с актуальными для них проблемами, регулируемыми в сфере права, а так же с основными принципами построения и функционирования правовой системы общества. Задача курса — познакомить подростков с их положением в обществе как субъектов правоотношений, способствовать успешной социализации учащихся, развивать способность решать элементарные юридические задачи, отстаивать свои права и не нарушать прав других людей, воспитывать в под ростках уважение к праву, отношение к правомерному поведению как ценности, формировать гражданские качества личности и правовую культуру в целом.
Подзаголовок курса обществознания 9 класса «Экономика вокруг нас».
Во время изучения курса «Обществознание 9 класса», учащийся знакомится с экономическими категориями, понятиями, процессами в ходе практической деятельности, повседневности своего бытия. К 9 классу основной школы эти эмпирические знания
уже нуждаются в обобщении, дополнении теорией, овладении конкретными умениями. Некоторые учащиеся к этому возрасту уже имеют опыт работы, что делает изучение экономической проблематики на данном этапе особенно актуальным. Идя от конкретных экономических ситуаций, с которыми сталкивается ученик в своей жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей человека.
Задачами курса являются: знакомство учащихся с основными понятиями экономики, развитие умения соотносить их с реальными явлениями экономической жизни подростков и их ближайшего окружения, понимание структуры экономики и сущности основных экономических процессов; осознание первостепенных экономических интересов — как личных, так и общественных, их оценка; применение обоснованного подхода к личным экономическим решениям. Учитывая необходимость подготовки к итоговой аттестации по окончанию обучения в основной школе, в течение обучения обществознанию в 8 и 9 классе предусмотрено текущее и итоговое повторение учебного материала. Текущее повторение построено на основе реализации системы ретроспективных внутрипредметных связей в течение последних двух лет обучения обществознания на ступени основного общего образования. Для итогового повторения отводится специальное резервное время, дается краткое обобщенное изложение пройденного материала.
Цель курса обществознание в 6 классе:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Для достижения этих целей необходимо создание определённых условий:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся среднего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение Обществознания в V классе – 34 часов (из расчета 1 раз в неделю). Согласно образовательному плану школы в 2015-2016 учебном году на изучение обществознания в 6 классе отводится 35 часов. Срок реализации программы 1 год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса «Обществознание» способствует воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
Способствует формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Помогает формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
5. Результаты обучения и усвоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Личностные результаты изучения предмета:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Форма и средства контроля знаний, умений, навыков.
Преобладающей формой текущего контроля выступает как устные ответы, так и письменная работа (по карточкам, самостоятельные, тестовые работы).
В соответствии с Примерной программой лабораторные и практические работы включаются в каждый урок:
извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
совместная деятельность в процессе участия в ученических проектах
6.Содержание учебного предмета
| Название тем и уроков | № §, стр. |
1 | Вводный урок «Мир человека» 1 час | стр.3-4 |
Глава 1. Человек - часть природы 4 часа | ||
2 | Происхождение человека в мифах и религиях народов мира | §1 |
3 | На пути эволюции | §2 |
4 | Люди: похожие и непохожие | §3 |
5 | В гармонии с природой | §4 |
Глава II. Познавая мир и самого себя 9 часов | ||
6 | Как человек познает мир | §5 |
7 | Путешествие вглубь сознания | §6* |
8 | Как рождаются мысли | §7 |
9 | Мнемозина помнит всё | §8 |
10 | Эмоциональный мир человека | §9 |
11 | Воспитываем характер | §10 |
12 | Способности человека | §11 |
13-14 | Практикум | Стр 139-142 |
Глава III. Деятельность человека 9 часов | ||
15 | Поведение и поступок | §12 |
16 | Потребности и интересы | §13 |
17 | Что такое деятельность | §14 |
18 | Как общаются люди | §15 |
19 | Отношения между людьми | §16 с 83-85 |
20 | Любовь и дружба | §17 с 85-89 |
21 | Мораль в жизни человека | §18 с 89-92 |
22- 23 | Ненасилие. Милосердие. Благотворительность. Обобщение. | §18 с 92-95 |
Глава IV. Жизненный путь человека 5 часов | ||
24 | Легко ли быть молодым? | §19 |
25 | На пике активности | §20 |
26 27 28 | От зрелости к старости Защита проекта Обобщение | §21 |
Глава V. Человек в мире культуры 5 часов | ||
29 | Наше наследие | §22 |
30 | Во что мы верим | §23 |
31 32 33 | Искусство и наука Защита проекта Обобщение | §24 |
34-35 | Итоговое повторение 2 часа |
Содержание тем учебного курса
Глава 1. Человек - часть природы 4 часа
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. На пути эволюции.
Люди: похожие и непохожие. В гармонии с природой. Что мы узнаем о человеке? Почему эти знания важны? С какими трудностями мы столкнемся? В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса? Человек — часть природы. Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различие человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире.
Глава II. Познавая мир и самого себя 9 часов
Как человек познает мир. Путешествие вглубь сознания. Как рождаются мысли.
Мнемозина помнит всё. Эмоциональный мир человека. Воспитываем характер.
Способности человека. Познавая мир и самого себя. Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность. Деятельность человека. Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг. Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы.
Глава III. Деятельность человека 9 часов
Поведение и поступок. Потребности и интересы. Что такое деятельность.
Как общаются люди. Отношения между людьми. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Ненасилие. Милосердие. Благотворительность. Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество. Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба. Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность.
Глава IV. Жизненный путь человека 5 часов
Легко ли быть молодым? На пике активности. От зрелости к старости. Жизненный путь человека. Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании. Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь. Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие.
Глава V. Человек в мире культуры 5 часов
Наше наследие. Во что мы верим. Искусство и наука. Человек в мире культуры. Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость. Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации. Жизненные ценности человека.
Итоговое повторение 2 часа
Календарно – тематическое планирование по курсу обществознания 6 класса
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Примечание | ||
план факт | предметные | УУД (личностные и метапредметные) | |||||
1. | Введение. | 1 | Представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему | Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий | |||
Человек- часть природы | 4 | ||||||
2. | Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы. | 1 | Давать определения понятиям: эволюция, Человек разумный, тотем, миф, Библия. знать – что такое тотем; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. | Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя Уметь высказывать свою точку зрения. | |||
3. | Похожие и непохожие | 1 | Давать определения: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды. Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга; Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов. | Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности | |||
4. | В гармонии с природой | 1 | Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества; | Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | |||
5. | Защита проекта «Самый лучший рассказ» | 1 | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | ||||
Познавая мир и самого себя | 9 | ||||||
6. | Путешествие в глубь сознания | 1 | Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям – сознание, самосознание, бессознательное; | Уметь работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий; Работа в группе. | |||
7. | Как человек познает мир | 1 | Понимать роль познания в жизни человека; давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение. | Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре. Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение. | |||
8. | Память | 1 | Понимать роль памяти; давать определения понятиям: память, внимание уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти; | уметь устанавливать причинно-следственные связи. Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным; Высказывать свою точку зрения и работать в группе. | |||
9. | Эмоциональный мир человека | 1 | Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции. | Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние; Работать в паре. | |||
10. | Воспитываем характер | 1 | Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека; Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни; Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера, силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим. | Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным. | |||
11. | Способности человека | 1 | Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов; Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека; | Характеризовать факторы, влияющие на формирование способностей. Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? | |||
12. | Человеком рождаешься, личностью становишься. | 1 | Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам; | формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали. | |||
13. | Защита проекта «Познаю себя» | 1 | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | ||||
14. | Обобщение темы: «Познавая мир и самого себя» | 1 | Показать уровень усвоения материала по теме» Познавая мир и самого себя» | ||||
Деятельность человека | 9 | ||||||
15. | Потребности и интересы. | 1 | Знать: что такое поведение, поступок. Уметь: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира, приводить примеры агрессии одного народа против другого. осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека. | Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы. | |||
16. | Что такое деятельность | 1 | Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности. осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность; | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; оперировать новыми терминами; планировать свою деятельность | |||
17. | Назначение человека в разумной деятельности | 1 | Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества. осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность; | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; планировать свою деятельность | |||
18. | Как общаются люди | 1 | Знать, что такое общение, основные средства общения. Выявить формы речевого общения и другие. приводить примеры различных средств и форм общения; Использовать формы обращения к неизвестным людям. | Осознавать значимость общения для человека; уметь формулировать и аргументировать собственное мнение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание | |||
19. | Отношения между людьми | 1 | Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия. Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе. | Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; оперировать новыми терминами; давать конструктивную оценку себе и окружающим Работать в группе при обсуждении заданий. | |||
20. | Симпатия, антипатия. Дружба, любовь | 1 | Знать определения понятий «дружба», «любовь». Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь. | Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям Высказывать свою точку зрения и работать в группе | |||
21. | Мораль в жизни человека | 1 | Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали. Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; | оперировать новой терминологией Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни | |||
22. | Защита проекта «Мой идеал» | 1 | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | ||||
23. | Обобщение темы: «Деятельность человека» | 1 | Показать уровень усвоения материала по теме «Деятельность человека» | ||||
Жизненный путь человека | 5 | ||||||
24. | Легко ли быть молодым? | 1 | Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. | внимательно относиться к своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни. Высказывать свою точку зрения и работать в группе | |||
25. | На пике активности | 1 | Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. | Осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; давать определения новым понятиям; уметь строить диалог с людьми разного возраста. | |||
26. | От зрелости к старости | 1 | Знать: в чем особенность пожилого возраста; Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста. | оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста; Уметь строить диалог с людьми преклонного возраста. | |||
27. | Защита проекта «Три возраста» | 1 | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | ||||
28. | Обобщение темы: «Жизненный путь человека» | 1 | Показать уровень усвоения материала по теме «Жизненный путь человека» | ||||
Человек в мире культуры | 5 | ||||||
29. | Наше наследие | 1 | Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. | Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры. Уметь работать с текстом уметь выражать собственную точку зрения, работать в группе. | |||
30. | Во что мы верим | 1 | Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры. знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм. | Осознать значимость духовной свободы для человека; Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков. | |||
31. | Искусство и наука | 1 | Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые. Объяснять связь искусства и науки с творчеством. Выяснить как создаются художественные произведения. | формировать бережное отношение к культурному наследию; уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель | |||
32. | Защита проекта «Хранить и обогащать традиции» | 1 | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | ||||
33 | «Жизненные ценности человека» | 1 | оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; | Осознать значимость духовной свободы для человека; | |||
34-35. | Обобщение курса обществознания 6 класса. | 2 | уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации целей и задач обучения обществознания по данной программе используется УМК по обществознанию издательства Вентана –Граф.
1.Учебник.
В.В. Барабанов, И.П. Насонова. Обществознание. Мир человека. 6 класс.М.: Вентана –Граф,2014.
2.Рабочие тетради.
Соболева О.Б. Рабочая тетрадь по обществознанию.6 класс. М.: Вентана –Граф. 2014г.
3.Методическая литература для учителя
Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана –Граф,2014 г.
4.Мультимедиа-ресурсы.
5. Технические средства обучения:
Проектор,
Персональный компьютер.
Экран
Литература для учителей
Всеобщая декларация прав человека.
Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.
Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.
Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.
Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.
Литература для учащихся
Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001 г.
Всеобщая декларация прав человека.
Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.
Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.
Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
Человек и общество: Доп. материалы к учеб. 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 2000.
Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2000.
Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2001.
Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005
Фалькович Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.