1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Обществознания» для 5 х классов составлена в соответствии:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897

  3. Основной общеобразовательной программы основного среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска.

  4. Учебного плана образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска на 2015-2016 учебный год.

Данная программа разработана и составлена с использованием материалов рабочей программы по обществознанию для основной школы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников О.Б. Соболева, О.В. Иванов, Г.А. Бордовский. 5 классы – М.: Вентана - Граф, 2013.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).

Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса - «Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.

Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей.

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Цели обучения. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение Обществознания в V классе – 34 часов (из расчета 1 раз в неделю). Согласно образовательному плану школы в 2015-2016 учебном году на изучение обществознания в 5 классе отводится 35 часов. Срок реализации программы 1 год.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение курса «Обществознание» способствует воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.

Способствует формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

Помогает формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

5.Результаты обучения и освоения содержания предмета

Личностными результатами, формируемыми, при изучении данного курса являются:

  1. мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметными результаты изучения обществознания являются:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные:

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере: познавательной

  • относительно целостное представление о человеке;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности трудовой

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

  • способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

  • сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

  • способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

VI. Содержание учебного предмета.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Утро пятиклассника.

6

0

«Рабочий день» пятиклассника.

7

0

Полезный досуг пятиклассника.

8

0

Вечер в семейном кругу.

14

0

ИТОГО

35

0

Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Утро пятиклассника (6 часов)

Характеризовать основные особенности курса «Обществознание», его отличие от других учебных предметов.

Самостоятельно организовать работу с учебником по обществознанию. Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Корректировать поведения в соответствии с правилами безопасности жизнедеятельность.

Учимся правильно организовывать свои занятия.

Тема 2. Рабочий день пятиклассника (7часов)

Характеризовать систему образования РФ, используя конкретные примеры. Умение находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа.

Описывать поведение человека в различных малых группах и так же приводить примеры межличностных отношений.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.

Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением полученных знаний.

Учимся исследовать, оценивать собственные поступки. Учимся дружно жить в классе.

Тема 3. Полезный досуг пятиклассника (8 часов)

Умение определять социальные факторы становления личности и конкретизировать примерами.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.

Умение корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности условий жизни.

Обосновывать свое отношение к образованию.

Конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества.

Формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры.

Учимся правильно организовывать свои занятия. Учимся творчеству.

Учимся размышлять.

Тема 4. Вечер в семейном кругу (14 часов)

Характеризовать семью и семейные отношения.

Конкретизировать примерами роль семьи в жизни человека и общества.

Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуации, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.

Оценивать собственное потребительское поведение с позиции прав потребителя. Учимся делать добро. Учимся помогать вести семейное хозяйство.

 

VII. Календарно-тематическое планирование.

Дата

п/п

Дата по факт

Тема урока

Основные элементы

содержания образования

Основные понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Домашнее задание


Предметные


Личностные

Метапредметные

(познавательные. регулятивные, коммуникативные)

1

   

Введение

Что такое обществознание? В чём состоят особенности изучения обществознания? Как работать с учебником.

Обществознание, правоведение, культурология, экономика, социология, история, психология, политология, религиоведение.

Научатся: работать с текстом учебника; давать определения понятиям, базовым для школьного обществознания. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; организовать свою познавательную деятельность.

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения; высказывать свое мнение.

Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать по плану.

С. 3-7.

2

   

С добрым утром.

Процесс пробуждения. Утренний, вечерний и дневной типы людей. Утренняя зарядка. Национальные традиции завтрака.

Бессонница, режим сна, «жаворонки», «совы», «голуби», вегетарианство, клетчатка, утренний этикет

Научатся: правильно организовывать процесс пробуждения, определять типы людей.

Получат возможность научиться: правильно завтракать, понимать значение утренний зарядки.

Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Познавательные: основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

§ 1. Работа в рабочей тетради с. 9, з. 6.

3

   

Собираясь в школу.

Школьная форма, дресс-код, мода.

 

Научатся: собирать портфель в школу, давать характеристику внешнего вида школьника.

Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых

§ 2 с. 21,

в. 5 и 6 ( исследование).

           

Получат возможность научиться: ухаживать за одеждой

здорового образа жизни.

событий,

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 

4

   

По дороге в школу

Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в транспорте. Проезд на транспорте в России и за рубежом.

Общественные места, транспорт, услуги, льготы

Научатся: определять правила поведения в общественных местах и транспорте.

Получат возможность научиться: сравнить проезд на транспорте в России и за рубежом.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты..

§ 3

5

   

Проект «Идеальное утро»

Повторительно – обобщающее занятие

 

Научатся: правильно организовывать свое утро.

Получат возможность научиться: работать самостоятельно и в парах, делать суждения и выводы.

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные: основам реализации проектно-

исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

С. 140 и с. 27

6

   

Защита проекта

Самостоятельная работа

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Не задано.

«Рабочий день пятиклассника» (7 ч)

7.

   

В школе

Права и обязанности учащихся. Ступени общего образования. Органы школьного самоуправления.

Образование, школьный устав, школьное самоуправление, родительские и ученические советы. Права и обязанности учащихся. Ступени общего образования

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты..

§4

8.

   

На перемене

Школа в истории человечества. Особенности педагогического труда. Нравственные качества педагога.

Школьная перемена, рекреация, отдых, динамическая пауза, рациональное поведение, репутация

Научатся: организовывать свою собственную учебную деятельность.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

§5

9

   

Твои классные друзья

Множественность различий между людьми. Различие между приятельством и дружбой. Общество и инвалиды. Многонациональность и поликультурность современной России как её ключевая характеристика

Приятели, друзья, люди с ограниченными возможностями, национальность.

Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками Получат возможность научиться: приводить примеры межличностных отношений

Проявляют осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты..

§6

10

   

Участие в общественной жизни

Необходимость участия школьника в общественной жизни. История детских общественных организаций в России. Участие школьников в олимпиадном движении. Гражданственность и патриотизм как необходимые качества каждого человека и гражданина.

Общественная жизнь, олимпиада, конкурс, талант, чувство долга, организаторские способности, гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм.

Научатся: находит и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников разного типа. Получат возможность научиться: оценить собственное отношение к другим людям, в том числе для корректировки собственного поведения.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к участию в общественной жизни.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

§7

11

   

Домашнее задание

Цели домашнего задания. Рациональные правила выполнения домашнего задания. Различная мотивация при выполнения домашнего задания. Оценка как

Образование, самообразование, мотив.

Научатся: определять цели и мотивацию домашнего задания, разработают правила выполнения домашнего задания. Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собст-

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Регулятивные: принимать реше-

§8

       

способ контроля знаний учеников. Бумажный и электронный школьные дневники.

 

венное суждение.

 

ния в проблемной ситуации на основе переговоров.

 

12

   

Проект « Идеальная школа»

Повторитель – обещающее за нятие

 

Научатся: работать над проектом. Получат возможность научиться: работать самостоятельно и в группах, делать суждения и выводы

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные: основам реализации проектно-

исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Подготовка к защите проекта

13

   

Защита проекта

Самостоятельная работа

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают собственное мнение.

Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Не задано

Полезный досуг пятиклассника 8 (часов)

14

   

Прогулка

Советские традиции коллективизма. Подростковые компании:

Дружинники, агрессия, природа, ландшафт, эволюция отношения

Научатся: выбирать верные критерии для оценки безопасности условий жизни,

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности,

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

§9 с. 37 в рабочей тетради з.

2.

       

позитив и негатив. Правила безопасного поведения подростка. Опасности, которым подвергается природа со стороны человека.

человека к природе, экологические проблемы, экологические организации.

Получат возможность научиться: оценивать собственный социальный статус и социальные роли.

проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты..

 

15

   

Дополнительное образование

Сложность и многосоставность процесса образования. Возможности дополнительного образования. Занятия спортом как необходимое условие для поддержания физического здоровья подростка.

Образование, самообразование, основное образование, дополнительное образование, спорт, виды спорта.

Научатся: определять многоставность процесса образования, характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Получат возможность научиться: обосновывать свое отношение к образованию.

Выражают адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности.

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

§10

16

   

В мире информации

Эволюция СМИ. Виды СМИ. Виды телепередач. Проблема объективности в освещении событий. Правила телевизионной рекламы.

Средства массовой информации (СМИ). Из истории СМИ. Телевизионные передачи. Реклама на телевидении.

Научатся: определять виды СМИ и телепередач, правила телевизионной рекламы.

Получат возможность научиться: конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества.

Формировать положительное отношение к СМИ, выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

§11

17

   

Для чего нужен компьютер

Эволюция цифровой техники.

Составление поискового запроса. Разнообразие социальных сетей. Плюсы и минусы социальных сетей. Виды Интернет зависимости.

Компьютер, Интернет, поисковый запрос, ключевые слова, поисковые системы, социальные сети, Интернет- зависимость.

Научатся: составлять поисковый запрос, определять плюсы и минусы социальных сетей. Получат возможность научиться: приводить примеры расширения информационного пространства благодаря Интернету.

Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения здорового образа жизни.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты..

§12

18

   

Встреча с прекрасным

Разнообразие искусства, виды искусства. История театра. Восприятие театра детьми и взрослыми. Эволюция кинематографа.

Жанры игрового кино.

Культура, искусство, художественный образ, театр, драматург, драма, комедия, киноискусство, вестерн, триллер.

Научатся: определять разнообразие и виды искусства, характеризовать развитие театра и кинематографа.

Получат возможность научиться: формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры.

Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

§13 с. 77-

79

19

   

Встреча с прекрасным.

Разнообразие искусства, виды искусства. История театра. Восприятие театра детьми и взрослыми. Эволюция кинематографа.

Жанры игрового кино.

Художественный образ, театр, драматург.

Научатся: определять разнообразие и виды искусства, характеризовать развитие театра и кинематографа.

Получат возможность научиться: формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры.

Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

§13

20

   

Проект «Своими руками»

Выполнение проекта «Своими руками»

 

Научатся: работать над выполнением проекта.

Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы.

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные: основам реализации проектно-

исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Подготовка к проекту.

21

   

Защита проекта

Самостоятельная работа

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают собственное мнение.

Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Не задано.

Вечер в семейном кругу 14 (часов)

22

   

Современная семья

Любовь как основа семьи. Характеристики благополучной семьи. Празднование Дня семьи.

Семья, кровное родство, благосостояние семьи, брак, развод.

Научатся: изучать историю своей семьи, давать характеристики семей. Получат возможность научиться: приводить примеры семейных традиций и обычаев.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу позна-

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

§14

           

ния.

23

   

Сложные периоды в жизни семьи.

Причины и последствия разводов. Проблемы неполной семьи. Основные принципы установления опеки и попечительства..

Развод, неполная семья, дети, оставшиеся без попечения родителей, опека и попечительство, детский дом.

Научатся: характеризовать семейноправовые отношения, определять проблемы неполной семьи.

Получат возможность научиться: решать проблемные задачи, высказывать и обосновывать собственное мнение.

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, выражают собственное мнение.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

§15

24

   

Роли в

семье

Виды семейных ролей: супружеские, родительско-детские, детские. Распределение прав и обязанностей в семье. Плюсы и минусы влияния бабушек и дедушек на воспитание детей.

Роль, партнёрская семья, равноправие полов.

Научатся: видеть роль каждого члена семьи, распределять обязанности в семье, знать права членов семьи.

Получат возможность научиться: работать с текстом, выделять главное, делать выводы.

Формировать положительное отношение к распределению ролей и обязанностей в семье.

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

§16

25

   

Братья и сестры

Единственный ребенок в семье. Старшие и младшие дети в семье. Возможные модели отношений между братьями и сестрами.

Эгоизм, соперничество, свободные братья и сёстры, близнецы. конфликты братьев и сестер

Научатся: определять модели отношений между братьями и сестрами. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение, суждение.

Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Познавательные: давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

§17

       

Примеры дружбы между братьями и сестрами.

     

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 

26

   

Семейные традиции

Многообразие традиций воспитаний. Культурные традиции. Примеры русских традиций. Примеры традиций народов России. Создание собственной семейной традиции.

Семейные традиции, династия, традиции воспитания, престиж страны, народы России.

Научатся: характеризовать модели воспитания, познакомится с традициями народов мира.

Получат возможность научиться: работать с текстом, делать выводы, строить прогнозы.

Формировать положительное отношение к семейным ценностям и традициям.

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

§18

27

   

Порядок в доме

Сравнительная характеристика домашнего труда прошедших эпох и современности. Виды домашнего труда. Рекомендации по организации домашнего труда. Правила домашнего распорядка школьника.

Труд, домашний труд, круг домашних обязанностей, бытовые услуги.

Научатся: давать сравнительную характеристику домашнего труда, определять виды домашнего труда. Получат возможность научиться: организовывать свой домашний труд, составить свой распорядок дня.

Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.

§19

28

   

Поход в магазин

Виды магазинов. Краткая история и особенности супермаркета. Функции денег. Различная полезность продуктов питания. Опасности при

Супермаркет, цена, деньги, нумизматика, пищевые продукты, срок годности, консерванты, пищевые добавки.

Научатся: определять функции денег, виды магазинов. Получат возможность научиться: различная полезность продуктов питания. Опасности при употреблении

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, выражают собственное мнение.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правиль-

§20

       

употреблении пищевых продуктов.

 

пищевых продуктов.

 

ность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

 

29

   

Домашние питомцы

Роль и функции домашних животных. История домашней кошки и собаки. Правила выгула домашних питомцев. Влияние животных на человека.

Домашние животные, статистика, проект федерального закона «О домашних животных»

Научатся: определять роль и функции домашних животных, узнают правила выгула домашних питомцев. Получат возможность научиться: определять влияние животных на человека.

Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость по отношению к домашним животным.

Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

§21, с 74, з. 7 в рабочей тетради.

30

   

Перед сном

Влияние поступков на жизнь человека. Возможности самовоспитания. Положительные качества характера подростка.

Поступок, ошибка, чувство вины, самовоспитание.

Научатся: определять влияние поступков на жизнь человека, познакомятся с формами самовоспитания. Получат возможность научиться: определять качества характера.

Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения здорового образа жизни.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

§22, с.75, з.6.

31

   

Проект «Семейный портрет»

Выполнение проекта «Семейный портрет».

 

Научатся: работать над выполнением проекта.

Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы.

Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные: основам реализации проектно-

исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно

Подготовка к проекту.

               

анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 

32

   

Защита проектов.

Повторение основных вопросов темы.

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Не задано.

33

   

Коллективный проект « Мой микрорайон»

Презентация проекта «Мой микрорайон». Повторение основных вопросов курса.

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий.

Познавательные: ставят и формулируют цели ипроблему урока. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Подготовка к проекту.

34-35

   

Защита проекта

Самостоятельная работа

 

Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения.

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий.

Познавательные: ставят и формулируют цели ипроблему урока. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Не задано.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методический комплект.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Соболева О.Б., Медведева О.В. Обществознагие.5-9 классы. Программа.-М.: Вентана- Граф, 2012.

2. Соболева О.В., Иванов О.В. Обществознание. 5 класс. Учебник / Под ред. Г.А.Бордовского. -М.: Вентана-Граф, 2014.

3.Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.

4. Лебедков А.М. Обществознание. Проектирование учебного курса. 5 класс. Методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2014.

Технические средства обучения:

1.Персональный компьютер.

2.Видеопроектор.

3.Экран.

4.Принтер.

Список литературы для учителя:

1.Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. –М.: Планета,2010.

2.Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарному плану воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву).5-10 классы. -М.: Глобус,2008.

3.Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. –М.: Глобус; Волгоград: панорама, 2008.