1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Обществознания» для 5 х классов составлена в соответствии:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897
Основной общеобразовательной программы основного среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска.
Учебного плана образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского» города Курска на 2015-2016 учебный год.
Данная программа разработана и составлена с использованием материалов рабочей программы по обществознанию для основной школы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников О.Б. Соболева, О.В. Иванов, Г.А. Бордовский. 5 классы – М.: Вентана - Граф, 2013.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).
Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса - «Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.
Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей.
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обучения. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение Обществознания в V классе – 34 часов (из расчета 1 раз в неделю). Согласно образовательному плану школы в 2015-2016 учебном году на изучение обществознания в 5 классе отводится 35 часов. Срок реализации программы 1 год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса «Обществознание» способствует воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
Способствует формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Помогает формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
5.Результаты обучения и освоения содержания предмета
Личностными результатами, формируемыми, при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметными результаты изучения обществознания являются:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные:
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере: познавательной
относительно целостное представление о человеке;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности трудовой
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
VI. Содержание учебного предмета.
Содержание | Кол-во часов | Количество тестов и контрольных работ |
Утро пятиклассника. | 6 | 0 |
«Рабочий день» пятиклассника. | 7 | 0 |
Полезный досуг пятиклассника. | 8 | 0 |
Вечер в семейном кругу. | 14 | 0 |
ИТОГО | 35 | 0 |
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Утро пятиклассника (6 часов)
Характеризовать основные особенности курса «Обществознание», его отличие от других учебных предметов.
Самостоятельно организовать работу с учебником по обществознанию. Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.
Корректировать поведения в соответствии с правилами безопасности жизнедеятельность.
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Тема 2. Рабочий день пятиклассника (7часов)
Характеризовать систему образования РФ, используя конкретные примеры. Умение находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа.
Описывать поведение человека в различных малых группах и так же приводить примеры межличностных отношений.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением полученных знаний.
Учимся исследовать, оценивать собственные поступки. Учимся дружно жить в классе.
Тема 3. Полезный досуг пятиклассника (8 часов)
Умение определять социальные факторы становления личности и конкретизировать примерами.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Умение корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности условий жизни.
Обосновывать свое отношение к образованию.
Конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества.
Формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры.
Учимся правильно организовывать свои занятия. Учимся творчеству.
Учимся размышлять.
Тема 4. Вечер в семейном кругу (14 часов)
Характеризовать семью и семейные отношения.
Конкретизировать примерами роль семьи в жизни человека и общества.
Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуации, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Оценивать собственное потребительское поведение с позиции прав потребителя. Учимся делать добро. Учимся помогать вести семейное хозяйство.
VII. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата п/п | Дата по факт | Тема урока | Основные элементы содержания образования | Основные понятия | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Домашнее задание | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
(познавательные. регулятивные, коммуникативные) | |||||||||
1 | Введение | Что такое обществознание? В чём состоят особенности изучения обществознания? Как работать с учебником. | Обществознание, правоведение, культурология, экономика, социология, история, психология, политология, религиоведение. | Научатся: работать с текстом учебника; давать определения понятиям, базовым для школьного обществознания. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; организовать свою познавательную деятельность. Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения; высказывать свое мнение. Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать по плану. | С. 3-7. | ||
2 | С добрым утром. | Процесс пробуждения. Утренний, вечерний и дневной типы людей. Утренняя зарядка. Национальные традиции завтрака. | Бессонница, режим сна, «жаворонки», «совы», «голуби», вегетарианство, клетчатка, утренний этикет | Научатся: правильно организовывать процесс пробуждения, определять типы людей. Получат возможность научиться: правильно завтракать, понимать значение утренний зарядки. | Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей. | Познавательные: основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | § 1. Работа в рабочей тетради с. 9, з. 6. | ||
3 | Собираясь в школу. | Школьная форма, дресс-код, мода. | Научатся: собирать портфель в школу, давать характеристику внешнего вида школьника. | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых | § 2 с. 21, в. 5 и 6 ( исследование). | |||
Получат возможность научиться: ухаживать за одеждой | здорового образа жизни. | событий, Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | |||||||
4 | По дороге в школу | Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в транспорте. Проезд на транспорте в России и за рубежом. | Общественные места, транспорт, услуги, льготы | Научатся: определять правила поведения в общественных местах и транспорте. Получат возможность научиться: сравнить проезд на транспорте в России и за рубежом. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.. | § 3 | ||
5 | Проект «Идеальное утро» | Повторительно – обобщающее занятие | Научатся: правильно организовывать свое утро. Получат возможность научиться: работать самостоятельно и в парах, делать суждения и выводы. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | Познавательные: основам реализации проектно- исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | С. 140 и с. 27 | |||
6 | Защита проекта | Самостоятельная работа | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Не задано. | |||
«Рабочий день пятиклассника» (7 ч) | |||||||||
7. | В школе | Права и обязанности учащихся. Ступени общего образования. Органы школьного самоуправления. | Образование, школьный устав, школьное самоуправление, родительские и ученические советы. Права и обязанности учащихся. Ступени общего образования | Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.. | §4 | ||
8. | На перемене | Школа в истории человечества. Особенности педагогического труда. Нравственные качества педагога. | Школьная перемена, рекреация, отдых, динамическая пауза, рациональное поведение, репутация | Научатся: организовывать свою собственную учебную деятельность. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | §5 | ||
9 | Твои классные друзья | Множественность различий между людьми. Различие между приятельством и дружбой. Общество и инвалиды. Многонациональность и поликультурность современной России как её ключевая характеристика | Приятели, друзья, люди с ограниченными возможностями, национальность. | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками Получат возможность научиться: приводить примеры межличностных отношений | Проявляют осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.. | §6 | ||
10 | Участие в общественной жизни | Необходимость участия школьника в общественной жизни. История детских общественных организаций в России. Участие школьников в олимпиадном движении. Гражданственность и патриотизм как необходимые качества каждого человека и гражданина. | Общественная жизнь, олимпиада, конкурс, талант, чувство долга, организаторские способности, гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм. | Научатся: находит и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников разного типа. Получат возможность научиться: оценить собственное отношение к другим людям, в том числе для корректировки собственного поведения. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к участию в общественной жизни. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | §7 | ||
11 | Домашнее задание | Цели домашнего задания. Рациональные правила выполнения домашнего задания. Различная мотивация при выполнения домашнего задания. Оценка как | Образование, самообразование, мотив. | Научатся: определять цели и мотивацию домашнего задания, разработают правила выполнения домашнего задания. Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собст- | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Регулятивные: принимать реше- | §8 | ||
способ контроля знаний учеников. Бумажный и электронный школьные дневники. | венное суждение. | ния в проблемной ситуации на основе переговоров. | |||||||
12 | Проект « Идеальная школа» | Повторитель – обещающее за нятие | Научатся: работать над проектом. Получат возможность научиться: работать самостоятельно и в группах, делать суждения и выводы | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | Познавательные: основам реализации проектно- исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Подготовка к защите проекта | |||
13 | Защита проекта | Самостоятельная работа | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают собственное мнение. Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. | Не задано | |||
Полезный досуг пятиклассника 8 (часов) | |||||||||
14 | Прогулка | Советские традиции коллективизма. Подростковые компании: | Дружинники, агрессия, природа, ландшафт, эволюция отношения | Научатся: выбирать верные критерии для оценки безопасности условий жизни, | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, | Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. | §9 с. 37 в рабочей тетради з. 2. | ||
позитив и негатив. Правила безопасного поведения подростка. Опасности, которым подвергается природа со стороны человека. | человека к природе, экологические проблемы, экологические организации. | Получат возможность научиться: оценивать собственный социальный статус и социальные роли. | проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.. | |||||
15 | Дополнительное образование | Сложность и многосоставность процесса образования. Возможности дополнительного образования. Занятия спортом как необходимое условие для поддержания физического здоровья подростка. | Образование, самообразование, основное образование, дополнительное образование, спорт, виды спорта. | Научатся: определять многоставность процесса образования, характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни. Получат возможность научиться: обосновывать свое отношение к образованию. | Выражают адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности. | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | §10 | ||
16 | В мире информации | Эволюция СМИ. Виды СМИ. Виды телепередач. Проблема объективности в освещении событий. Правила телевизионной рекламы. | Средства массовой информации (СМИ). Из истории СМИ. Телевизионные передачи. Реклама на телевидении. | Научатся: определять виды СМИ и телепередач, правила телевизионной рекламы. Получат возможность научиться: конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества. | Формировать положительное отношение к СМИ, выражать положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | §11 | ||
17 | Для чего нужен компьютер | Эволюция цифровой техники. Составление поискового запроса. Разнообразие социальных сетей. Плюсы и минусы социальных сетей. Виды Интернет зависимости. | Компьютер, Интернет, поисковый запрос, ключевые слова, поисковые системы, социальные сети, Интернет- зависимость. | Научатся: составлять поисковый запрос, определять плюсы и минусы социальных сетей. Получат возможность научиться: приводить примеры расширения информационного пространства благодаря Интернету. | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения здорового образа жизни. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты.. | §12 | ||
18 | Встреча с прекрасным | Разнообразие искусства, виды искусства. История театра. Восприятие театра детьми и взрослыми. Эволюция кинематографа. Жанры игрового кино. | Культура, искусство, художественный образ, театр, драматург, драма, комедия, киноискусство, вестерн, триллер. | Научатся: определять разнообразие и виды искусства, характеризовать развитие театра и кинематографа. Получат возможность научиться: формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры. | Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | §13 с. 77- 79 | ||
19 | Встреча с прекрасным. | Разнообразие искусства, виды искусства. История театра. Восприятие театра детьми и взрослыми. Эволюция кинематографа. Жанры игрового кино. | Художественный образ, театр, драматург. | Научатся: определять разнообразие и виды искусства, характеризовать развитие театра и кинематографа. Получат возможность научиться: формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры. | Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | §13 | ||
20 | Проект «Своими руками» | Выполнение проекта «Своими руками» | Научатся: работать над выполнением проекта. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | Познавательные: основам реализации проектно- исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Подготовка к проекту. | |||
21 | Защита проекта | Самостоятельная работа | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают собственное мнение. Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. | Не задано. | |||
Вечер в семейном кругу 14 (часов) | |||||||||
22 | Современная семья | Любовь как основа семьи. Характеристики благополучной семьи. Празднование Дня семьи. | Семья, кровное родство, благосостояние семьи, брак, развод. | Научатся: изучать историю своей семьи, давать характеристики семей. Получат возможность научиться: приводить примеры семейных традиций и обычаев. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу позна- | Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | §14 | ||
ния. | |||||||||
23 | Сложные периоды в жизни семьи. | Причины и последствия разводов. Проблемы неполной семьи. Основные принципы установления опеки и попечительства.. | Развод, неполная семья, дети, оставшиеся без попечения родителей, опека и попечительство, детский дом. | Научатся: характеризовать семейноправовые отношения, определять проблемы неполной семьи. Получат возможность научиться: решать проблемные задачи, высказывать и обосновывать собственное мнение. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, выражают собственное мнение. | Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | §15 | ||
24 | Роли в семье | Виды семейных ролей: супружеские, родительско-детские, детские. Распределение прав и обязанностей в семье. Плюсы и минусы влияния бабушек и дедушек на воспитание детей. | Роль, партнёрская семья, равноправие полов. | Научатся: видеть роль каждого члена семьи, распределять обязанности в семье, знать права членов семьи. Получат возможность научиться: работать с текстом, выделять главное, делать выводы. | Формировать положительное отношение к распределению ролей и обязанностей в семье. | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. | §16 | ||
25 | Братья и сестры | Единственный ребенок в семье. Старшие и младшие дети в семье. Возможные модели отношений между братьями и сестрами. | Эгоизм, соперничество, свободные братья и сёстры, близнецы. конфликты братьев и сестер | Научатся: определять модели отношений между братьями и сестрами. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение, суждение. | Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей. | Познавательные: давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | §17 | ||
Примеры дружбы между братьями и сестрами. | Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | ||||||||
26 | Семейные традиции | Многообразие традиций воспитаний. Культурные традиции. Примеры русских традиций. Примеры традиций народов России. Создание собственной семейной традиции. | Семейные традиции, династия, традиции воспитания, престиж страны, народы России. | Научатся: характеризовать модели воспитания, познакомится с традициями народов мира. Получат возможность научиться: работать с текстом, делать выводы, строить прогнозы. | Формировать положительное отношение к семейным ценностям и традициям. | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | §18 | ||
27 | Порядок в доме | Сравнительная характеристика домашнего труда прошедших эпох и современности. Виды домашнего труда. Рекомендации по организации домашнего труда. Правила домашнего распорядка школьника. | Труд, домашний труд, круг домашних обязанностей, бытовые услуги. | Научатся: давать сравнительную характеристику домашнего труда, определять виды домашнего труда. Получат возможность научиться: организовывать свой домашний труд, составить свой распорядок дня. | Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей. | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты. | §19 | ||
28 | Поход в магазин | Виды магазинов. Краткая история и особенности супермаркета. Функции денег. Различная полезность продуктов питания. Опасности при | Супермаркет, цена, деньги, нумизматика, пищевые продукты, срок годности, консерванты, пищевые добавки. | Научатся: определять функции денег, виды магазинов. Получат возможность научиться: различная полезность продуктов питания. Опасности при употреблении | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, выражают собственное мнение. | Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правиль- | §20 | ||
употреблении пищевых продуктов. | пищевых продуктов. | ность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации | |||||||
29 | Домашние питомцы | Роль и функции домашних животных. История домашней кошки и собаки. Правила выгула домашних питомцев. Влияние животных на человека. | Домашние животные, статистика, проект федерального закона «О домашних животных» | Научатся: определять роль и функции домашних животных, узнают правила выгула домашних питомцев. Получат возможность научиться: определять влияние животных на человека. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость по отношению к домашним животным. | Познавательные: структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. | §21, с 74, з. 7 в рабочей тетради. | ||
30 | Перед сном | Влияние поступков на жизнь человека. Возможности самовоспитания. Положительные качества характера подростка. | Поступок, ошибка, чувство вины, самовоспитание. | Научатся: определять влияние поступков на жизнь человека, познакомятся с формами самовоспитания. Получат возможность научиться: определять качества характера. | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдения здорового образа жизни. | Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | §22, с.75, з.6. | ||
31 | Проект «Семейный портрет» | Выполнение проекта «Семейный портрет». | Научатся: работать над выполнением проекта. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения, делать выводы. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | Познавательные: основам реализации проектно- исследовательской деятельности Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно | Подготовка к проекту. | |||
анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | |||||||||
32 | Защита проектов. | Повторение основных вопросов темы. | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. | Не задано. | |||
33 | Коллективный проект « Мой микрорайон» | Презентация проекта «Мой микрорайон». Повторение основных вопросов курса. | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий. | Познавательные: ставят и формулируют цели ипроблему урока. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Подготовка к проекту. | |||
34-35 | Защита проекта | Самостоятельная работа | Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий. | Познавательные: ставят и формулируют цели ипроблему урока. Коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Не задано. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно- методический комплект.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1.Соболева О.Б., Медведева О.В. Обществознагие.5-9 классы. Программа.-М.: Вентана- Граф, 2012.
2. Соболева О.В., Иванов О.В. Обществознание. 5 класс. Учебник / Под ред. Г.А.Бордовского. -М.: Вентана-Граф, 2014.
3.Соболева О.Б., Трухина К.К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Лебедков А.М. Обществознание. Проектирование учебного курса. 5 класс. Методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2014.
Технические средства обучения:
1.Персональный компьютер.
2.Видеопроектор.
3.Экран.
4.Принтер.
Список литературы для учителя:
1.Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. –М.: Планета,2010.
2.Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарному плану воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву).5-10 классы. -М.: Глобус,2008.
3.Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. –М.: Глобус; Волгоград: панорама, 2008.